Александр Лукашенко против польских льгот для белорусов.
Фото Reuters
Вчера польский МИД выразил сожаление по поводу того, что «власти Белоруссии все время «атакуют соседнюю и дружелюбную к белорусам страну». Дело в том, что накануне белорусским чиновникам запретили получать «карту поляка», а официальные пропагандисты обвинили Польшу в финансировании белорусских беспорядков.
Формальным поводом для внесения изменений стала популярность в Белоруссии «карты поляка» – документа, который дает право гражданам постсоветских стран (в том числе России), считающим себя этническими поляками, претендовать на ряд льгот. В частности, получать долгосрочную многократную визу на пребывание в Польше; легально работать на ее территории без получения разрешения на работу; заниматься предпринимательской деятельностью и т.п.
По данным польского МИДа, за картой обратились около 70 тыс. человек. Больше всего этнических поляков оказалось в Украине – 35 тыс., в Белоруссии – 27 тыс., в России – только 2 тыс. В остальных постсоветских странах еще меньше. Кстати, по расчетам польских экспертов, претендовать на нее могли бы 900 тыс. белорусов. Однако сразу после выхода закона о «карте поляка» в 2008 году вокруг ее получения было создан такой негативный информационный фон, что люди просто боялись за ней обращаться, дабы не быть обвиненными в измене родине.
В то же время изменения, внесенные в Закон «О государственной службе в Республике Беларусь», запрещают чиновникам пользоваться преимуществами, которые предоставляют любые иностранные государства, а не только Польша. Те госслужащие, которые к моменту вступления поправок в действие, успели обзавестись какими-либо льготами других стран, должны от них отказаться в течение месяца. В противном случае им грозит увольнение. Инициаторы поправок в законодательство исходили из того, что госслужащий не может «совершать какие-либо активные действия в отношении другого государства», поскольку должен служить своему. Таким образом, белорусские власти, которые не смогли помешать Польше предоставлять льготы гражданам Белоруссии – этническим полякам, нашли самую зависимую категорию населения и запретили ей пользоваться вышеупомянутыми привилегиями.
Напомним, что официальный Минск пытался вынудить Польшу отменить закон о «карте поляка» по причине «несоответствия нормам международного права». Конституционный суд страны установил, что нормы закона не соответствуют «общепризнанным принципам суверенного равенства государств и невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию другого государства, предусмотренным в Уставе ООН; положениям Венской конвенции о консульских сношениях и Консульской конвенции между Республикой Беларусь и Республикой Польша; положениям Соглашения между правительствами Беларуси и Польши о взаимных поездках граждан, заключенного путем обмена нотами 20 декабря 2007 года».
Местные политологи и наблюдатели, мнение которых уже приводила «НГ», утверждают, что пристальное внимание к «карте поляка» объясняется сложными белорусско-польскими отношениями. Власти страны считают, что «чуждые белорусам западные ценности» идут в страну именно из Польши, через многочисленную польскую диаспору, поддерживающую тесные отношения с официальной Варшавой. Следствием такого отношения были проблемы с Союзом поляков (в результате их стало два – признаваемый властью и непризнаваемый), дипломатические конфликты. Насколько активно накануне президентских выборов 2010 года Польша пыталась втянуть Белоруссию в европейские процессы, настолько же активно она ратовала за санкции после жестокого разгона митинга несогласных с итогами выборов. Это не могло не осложнить отношений между Минском и Варшавой.
Ранее «НГ» писала о дискуссии, которую ведут европейские чиновники по поводу того, как строить отношения с современной Белоруссией: «давить» санкциями или вести диалог. Причем и у той и у другой точки зрения есть сторонники и лоббисты. Есть основания полагать, что Польша остается сторонницей жесткой политики в отношении Белоруссии в том кулуарном диалоге, который ведут Минск и Брюссель. О том, что такой диалог идет, свидетельствует недавний визит в Минск директора Департамента по вопросам России, «Восточного партнерства», Центральной Азии, регионального сотрудничества и ОБСЕ Европейской службы внешнего действия ЕС Гуннара Виганда. Более того, судя по официальной информации ЕС, польская точка зрения пока побеждает. Как стало известно вчера, Совет ЕС принял-таки решение расширить перечень критериев для внесения в список невъездных в Европу официальных лиц, причастных к репрессиям и нарушениям демократических норм. Ссылаясь на дипломатические источники, иностранные СМИ пишут о том, что вскоре черный список могут пополнить 135 фамилий.
Во всяком случае, начало очередной антипольской пропагандистской кампании местные наблюдатели связывают с непримиримой позицией ближайшей западной соседки. В воскресенье вечером в эфире белорусского государственного канала в серии «Журналистское расследование» вышел фильм «Уроки польского», в котором утверждается, что деньги на финансирование поствыборной акции протеста выделял МИД Польши. Эти заявления польское внешнеполитическое ведомство назвало «абсурдом» и «фальшивкой». «Мы сожалеем, что власти Беларуси все время атакуют соседнюю и дружелюбную белорусам страну, вместо того чтобы улучшать условия жизни граждан Беларуси хотя бы, например, через осуществление соглашения о малом пограничном движении с Польшей», – заявил пресс-секретарь польского МИДа Мартин Басацкий.
Минск