Андерс Брейвик оказался еще и белорусским чекистом.
Фото Reuters
Белорусские эксперты и местная общественность не верят в белорусский след «норвежского террориста Брейвика», о котором накануне рассказал канал НТВ. Связь Брейвика с белорусским КГБ в этой организации отрицают.
Даже если бы «тайна», раскрытая НТВ в программе «Максимум», была близка к истине, спецслужбы все равно бы в этом не признались. Симптоматично то, что скептически к разоблачению российского канала отнеслись и эксперты, и местные СМИ, а обыватель и вовсе его не заметил. «Утка от НТВ, программа «Максимум» «родила» очередную нелепую сенсацию, которая наверняка станет анекдотом» – таким образом характеризуют услышанное даже те, кто далек от властных взглядов. Главная причина недоверия – одиозная фигура главного и единственного источника информации, на которой построен рассказ журналистов.
Напомним, что, основываясь на информации некоего «известного белорусского политика» Михаила Решетникова, телеканал НТВ сообщил, что белорусский КГБ завербовал норвежского террориста Брейвика, и он работал под кличкой Викинг. Ссылаясь на данные комитета, источник утверждает, что именно с этим был связан его визит в Минск в 2005 году. Удачно в историю вписалась встреча Брейвика с белорусской девушкой. По словам Решетникова, она-то и была тем самым агентом КГБ, который вербовал норвежца.
Имя Михаила Решетникова, который именует себя председателем Партии патриотов Беларуси, в белорусской политике никому не известно. На вопрос о нем эксперты пожимают плечами. Тем более ничего оно не говорит населению, которое мало знает даже о политиках, живущих в стране. Правда, в политической, а еще больше в журналистской кухне о Решетникове слышали – он автор многих «эксклюзивных» и откровенных комментариев, которые приходят на почтовые ящики журналистов и редакций и воспринимаются как спам. На своей странице в Интернете он называет себя борцом с режимом и гонимым борцом с нынешней властью. По некоторым сведениям, Решетников находится в Украине, хотя он утверждает, что его местопребывание – тайна, он вынужден скрываться. Что касается «эксклюзива» о связи Брейвика с КГБ, то Решетников об этом говорил еще летом, вскоре после терактов в Норвегии, однако, хорошо зная цену слов этого политика, его информацию в Белоруссии проигнорировали. Некоторые зарубежные СМИ тогда написали, ссылаясь на Решетникова, о том, что Брейвик проходил боевую подготовку в Белоруссии. Норвежская полиция тогда утверждала, что проверяет «проходил ли Брейвик боевую подготовку в других странах».
Пояснений относительно того, зачем властям Белоруссии теракты в Норвегии, Решетников не дает. Да, местная оппозиция и многие эксперты в Минске говорят о причастности власти ко взрывам в минском метро, аргументируя это необходимостью отвлечь население от экономических проблем, а также желанием прижать оппозицию. Однако применительно к терактам в Норвегии подобные аргументы несостоятельны.
Репортаж НТВ некоторые эксперты предлагают рассматривать в другом контексте – почему эта слабо аргументированная информация смогла появиться в эфире российского канала, некогда прославившегося предвыборными фильмами об Александре Лукашенко. «Да, в отношениях России и Белоруссии временное мирное затишье, российскому руководству, занятому избирательной кампанией, некогда выяснять отношения с Белоруссией», – рассуждают они. Однако, как неоднократно подчеркивалось, дешевые энергоносители и прочие преференции для ближайшей союзницы – это часть российской предвыборной программы. Соответственно закончатся они с ее окончанием. Сюжет программы «Максимум» – напоминание официальному Минску, что в Москве о нем помнят даже в эту горячую пору. В свою очередь, руководству Белоруссии нужно подумать о грядущей приватизации и введении единой валюты в виде российского рубля.
Минск