Портреты Гурбангулы Бердымухамедова можно встретить везде – от кабинетов чиновников до маленькой торговой лавки.
Фото PhotoXPress.ru
В Туркмении кампания по выборам президента вступила в завершающий этап. Кандидаты на пост главы государства ездят по стране и знакомят избирателей со своими программами. 12 февраля почти 3 млн. жителей республики выберут президента из восьми кандидатов. В том, что им станет действующий президент Гурбангулы Бердымухамедов, сомнений ни у кого нет.
Фон для будущей победы Бердымухамедова, выдвинутого от единственной в стране партии – Демократической, создают верные министры и чиновники. Вчера один из кандидатов-соперников Бердымухамедова – министр водного хозяйства Аннагелди Язмырадов встречался с избирателями в столичном киноконцертном зале «Ашхабад», где рассказал о выдающихся достижениях Туркмении под «мудрым руководством уважаемого президента». Другой – управляющей трестом госконцерна «Туркменнебит» Гурбанмаммет Молланыязов на встрече с населением одного из районов страны заявил, что «намерен продолжить реализацию развернутых в стране прогрессивных реформ и масштабных социально-экономических преобразований, призванных укрепить экономическую мощь Отчизны, обеспечить высокий уровень благосостояния туркменского народа». Баллотирующийся на пост президента заместитель хякима Дашогузского велаята (области) по сельскому хозяйству Реджеп Базаров в своей предвыборной речи рассказал о том, что «в эпоху нового Возрождения под мудрым руководством уважаемого президента Гурбангулы Бердымухамедова...»
Изучив программы всех семи соперников Бердымухамедова, можно отметить их абсолютную схожесть, никто не призывает голосовать за себя, а скорее наоборот – за нынешнего президента. Таким образом, вместо предвыборной борьбы – «услужение соперников фавориту предвыборной гонки – Гурбангулы Бердымухамедову», считают эксперты лондонского Института по освещению войны и мира.
Похоже, они правы, если учесть, что сам туркменский лидер, баллотирующийся на второй срок, от избирательной кампании де-факто отказался. Но на самом деле все СМИ заняты агитацией за нынешнего лидера, который ездит по стране, открывает промышленные предприятия, школы, детсады, встречается с зарубежными лидерами и обещает населению построить «на прочном фундаменте сильную, благополучную, высокоразвитую, конкурентоспособную страну – Туркменистан XXI века». В числе первоочередных задач – «превращение Туркмении из преимущественно аграрной страны в индустриальную державу». Выступил Бердымухамедов и «за создание новых партий и организацию независимых СМИ». Впервые туркменский лидер заговорил об этом в мае 2010 года, и только за месяц до президентских выборов, 12 января, новый закон, разрешающий многопартийность, вступил в силу.
Несмотря на происходящие в стране демократические преобразования, БДИПЧ ОБСЕ отказалось посылать своих наблюдателей на выборы. Организация мотивировала это тем, что в Туркмении «по-прежнему нарушаются основные свободы, сложившаяся ситуация ограничивает свободный выбор политических альтернатив». По мнению экспертов БДИПЧ ОБСЕ, Туркмении «еще только предстоит привести свою правовую систему в соответствие с обязательствами в рамках ОБСЕ по проведению демократических выборов».
Впрочем, Гурбангулы Бердымухамедов уже получил поддержку своего курса от ряда стран. В частности, Великобритания пообещала оказать содействие Туркмении в области реформ в сфере законотворчества и развития СМИ. В письме на имя туркменского лидера премьер-министр Соединенного Королевства Дэвид Кэмерон отметил: «Мы ценим усилия по гарантированию прав и свобод всех граждан Туркмении». «Надеюсь, что мы будем наращивать наше взаимодействие в этой области, а также по более широкому кругу вопросов в сфере образования и подготовки кадров, которые, как я знаю, являются приоритетными для Туркмении», – говорится в письме.
Лондон рассматривает Туркмению, обладающую солидными запасами природного газа, как одного из ключевых игроков в мировой энергетике.
Китай не упустил шанса заявить, что «полностью поддерживает избранный Туркменией путь развития и проводимый ею курс на установление широкого международного сотрудничества». Побывавшая на днях в Ашхабаде спецпредставитель председателя КНР Чэнь Чжили выразила уверенность, что «эта важная политическая акция (выборы президента Туркмении. – «НГ») пройдет с непременным успехом, и пожелала, чтобы Бердымухамедов был переизбран на второй президентский срок.
По мнению ряда экспертов, президентские выборы в Туркмении будут оценены положительно – США, Евросоюз, Китай и Россия заинтересованы в энергетическом сотрудничестве с этой страной. В то же время Human Rights Watch занесла Туркмению в разряд несвободных стран: «Назначенные на февраль 2012 года президентские выборы будут проходить в условиях глубоко укоренившегося авторитарного режима Гурбангулы Бердымухамедова, при котором Туркмения остается одной из репрессивных государств».