0
1178
Газета СНГ Интернет-версия

18.01.2012 00:00:00

Отложенный конфликт

Тэги: белоруссия, россия, нефть, ставки, транзит


белоруссия, россия, нефть, ставки, транзит Белорусский премьер Михаил Мясникович пытается отыграться на нефтяной трубе.
Фото ИТАР-ТАСС

В ближайшее время Москва и Минск должны согласовать размер тарифа на транзит нефти через территорию Белоруссии. По информации источников, близких к переговорам, стороны разошлись во мнении относительно размеров возможного роста транзитного тарифа. Несмотря на это, эксперты полагают, что на сей раз дело до конфликта не дойдет.

Срок действующего транзитного соглашения заканчивается 1 февраля. По информации Минэнерго Белоруссии, переговоры на эту тему идут с начала декабря. О том, что стороны разошлись во мнении относительно размера транзитной ставки, свидетельствует факт нарушения сроков ее согласования. Напомним, что, согласно двусторонним договоренностям, согласование должно было состояться до 25 декабря минувшего года, а к 15 января тарифы должны быть утверждены Министерством экономики Белоруссии.

Как сообщалось, Белоруссия в начале переговорного процесса отправила свои предложения по увеличению ставки транзита на 20%. Необходимость такого роста мотивировалась новыми условиями перекачки нефти и подорожанием энергоносителей. Официальные представители комментариев относительно состояния переговорного процесса не дают, однако, по неофициальной информации, которую вчера распространяли белорусские информагентства, ссылаясь на источник в российском Министерстве энергетики, Россия с предложением Белоруссии не согласна. Источник утверждает, что Москва сочла аргументы ближайшей союзницы неубедительными и настаивает на ставке в 8,3%. Что касается этой цифры, то она рассчитана по ранее согласованной методике и учитывает прогнозный уровень инфляции в России (оплата производится в российских рублях).

Соскучившиеся по российско-белорусским торговым и энергетическим войнам наблюдатели стали говорить о приближающемся нефтяном конфликте. Однако эксперты считают, что стороны найдут компромисс. По мнению белорусского эксперта нефтяного рынка Татьяны Маненок, Белоруссия имеет основания рассчитывать на 20-процентное повышение тарифа. «Минувший год действительно был отмечен увеличением энергетической составляющей в стоимости тарифов на перекачку нефти┘ стоимость газа и других энергоресурсов для Беларуси в прошлом году была существенно повышена», – рассуждает она. Эксперт напоминает, что стоимость транзита в России повышалась дважды в течение минувшего года. Правда, не все согласны с такой мотивировкой. Некоторые эксперты напоминают, что действующие условия поставки российской нефти в Белоруссию вполне сопоставимы с теми, которые были у Минска во времена Бориса Ельцина «в обмен на поцелуи», а это значит, что разговоры о повышении ставки транзита неуместны.

Кроме того, прогнозируя ситуацию, эксперты призывают не исключать и значение политического фактора. Накануне президентских выборов российское руководство едва ли пойдет на открытый конфликт с ближайшим партнером по главному интеграционному проекту – Таможенному союзу и Единому экономическому пространству. Поэтому у Белоруссии есть шансы получить желаемое и при этом избежать конфликта.

Правда, как уже отмечала «НГ», ссылаясь на мнение белорусских политологов, белорусскому руководству стоит помнить, что все уступки со стороны России носят временный характер. Применительно к нефтяной тематике это может означать, что уступив в малом (размере тарифа), в недалекой перспективе Россия предпримет усилия для того, чтобы получить в собственность белорусскую нефтяную трубу. И дело даже не в том, что России недостаточно мощностей для перекачки нефти в Европу. Анализируя объемы транзита через Белоруссию, можно констатировать, что они сохраняются на одном уровне. Право собственности на белорусские нефтепроводы – это скорее геополитический и имиджевый проект, аналогичный покупке «Белтрансгаза». Напомним, что посол России в Минске Александр Суриков неоднократно говорил о том, что «Белтрансгаз» не нужен «Газпрому», а покупка белорусских активов – не более чем акт помощи испытывающей сложности белорусской экономике. В Минске же считают, что дипломат несколько лукавил, «забывая» о геополитической значимости приобретения газовой трубы в собственность.

Напомним, что ежегодно через Белоруссию проходит около 75–80 млн. тонн российской нефти. По южной ветке нефтепровода «Дружба» она поставляется в Польшу, Германию, Венгрию, Словакию, Чехию и Украину. Стоимость транспортировки одной тонны нефти в направлении Унеча–Адамова Застава составляет 165,52 рос. руб.; по маршруту Унеча–Броды – 71,09, в направлении Невель–Полоцк–Высокое – 20,62 руб.

Минск


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Застройщикам, для которых вводилась льготная ипотека, опять потребовалась помощь

Застройщикам, для которых вводилась льготная ипотека, опять потребовалась помощь

Анастасия Башкатова

Жилищной отрасли предстоит долго распутывать клубок проблем с ценами и кредитными ставками

0
1615
В Европе и США отвергают старую климатическую повестку

В Европе и США отвергают старую климатическую повестку

Михаил Сергеев

Россия, кажется, продолжит переход к углеродной нейтральности

0
1390
Следить за разливом нефтепродуктов будут в еженедельном режиме

Следить за разливом нефтепродуктов будут в еженедельном режиме

Ольга Соловьева

Министры планируют оценить экологический и экономический ущерб от загрязнения мазутом Черноморского побережья

0
1253
"Газпром" проводит работу по оптимизации численности сотрудников своего центрального аппарата

"Газпром" проводит работу по оптимизации численности сотрудников своего центрального аппарата

  

0
883

Другие новости