Евгений Шевчук стал вторым за двадцать лет президентом Приднестровья.
Фото из блога Евгения Шевчука
Впервые за 20 лет президентом Приднестровья стал не ставленник Кремля. Таким образом была подведена черта под почти 20-летним безоговорочным патронажем России над регионом. В первый раз с тех пор, как в 1992 году в район боевых действий на Днестре вошли российские миротворцы и вооруженный конфликт был остановлен, там переизбрали президента. И, вопреки озвученному желанию Москвы, приднестровцы, всегда смотревшие на Россию с благодарностью и надеждой, проголосовали не так, как советовали в российских коридорах власти, а как подсказывало чувство собственного достоинства.
Выборы состоялись в декабре. И уже в первом туре стало ясно: все идет не по кремлевскому сценарию.
Ранее, еще будучи главой администрации президента РФ, Сергей Нарышкин обратился публично к действующему президенту Приднестровья Игорю Смирнову с предложением – на выборы в качестве кандидата не ходить, уйти на отдых. Но Смирнов не послушал, понадеявшись на поддержку населения, которую он получал на протяжении последних 20 лет. Он пошел на выборы, в которых приняли участие еще четыре кандидата, двое из которых фактически и поделили между собой электорат. Это спикер Верховного совета, лидер партии «Обновление» Анатолий Каминский, которого в Тирасполе иначе, как кандидатом Кремля, не называли, и независимый кандидат, экс-спикер парламента Евгений Шевчук. Перед началом голосования в Тирасполе побывали депутаты Госдумы во главе с ее спикером Борисом Грызловым. Они участвовали в съезде партии «Обновление», которая является партнером «Единой России». Грызлов приветствовал выдвижение на этом мероприятии кандидатом в президенты Анатолия Каминского и призвал приднестровцев проголосовать за него. Российские депутаты последовали его примеру, и на местных жителей посыпались обещания поддержки региона, в том числе и финансовой, если президентом станет Каминский. Это же обещание стало и главным посылом приднестровского спикера на встречах с электоратом.
На Смирнова в это время оказывалось открытое давление. Шевчуку просто не давали теле- и радиоэфир, который поделили между собой кандидаты от власти – Смирнов и Каминский. Приднестровцы отреагировали на это голосами в пользу независимого кандидата – старую власть, не сговариваясь, решили менять. Во второй тур вышли Шевчук и Каминский, Смирнов из гонки выбыл. Это уже стало сенсацией. А следующую принес второй тур: Шевчук получил поддержку почти 74% избирателей, а Каминский, несмотря на то что накануне Москва выделила Приднестровью помощь в размере 300 млн. долл. – явно для поддержки спикера, не набрал даже того, что получил в первом. Потом в Кишиневе признали: в Приднестровье состоялись демократические выборы, передача власти прошла мирно и Шевчук победил честно.
На первой же пресс-конференции новый президент заявил, что будет придерживаться прежнего внешнеполитического курса непризнанной республики – на интеграцию с Россией, за которую народ Приднестровья проголосовал на референдуме. Он также послал сигнал Кишиневу о готовности к переговорам в любом формате – «были бы предложения». И пообещал первым указом облегчить таможенный и пограничный режимы.