Парламент Грузии 23 декабря принял новую Концепцию национальной безопасности, которая заменила принятую в июле 2005 года. Новый документ отличается от прежнего только по части грузино-российских отношений – Россия характеризуется как главный враг Грузии, оккупировавший Абхазию и Южную Осетию. А среди вероятных угроз названы «риск новой военной агрессии со стороны РФ», а также «организованные РФ террористические акты, которые могут быть исполнены из оккупированных территорий».
Представлявший документ в парламенте заместитель секретаря Совета национальной безопасности Бату Кутелия заявил, что в нем отражены реалии, которые сформировались после августовской войны 2008 года. «В ходе работы над Концепцией учитывались рекомендации, которые были получены от западных партнеров», – сказал он.
Кутелия подчеркнул также, что в Концепцию по ходу работы приходилось вносить поправки, которые диктовались текущими обстоятельствами. В частности, в рабочей версии документа, готовой в начале года, ничего не говорилось о возможных терактах со стороны Абхазии и Южной Осетии, которые могут быть организованы Россией. И этот фрагмент был внесен в Концепцию после того, как летом 2011 года МВД Грузии объявило о предотвращении двух терактов, предположительно спланированных российскими офицерами, один из которых служит в Абхазии, а другой – в Южной Осетии. По словам Кутелии, такие случаи подтверждают, что «после оккупации Российской Федерацией Абхазии и Цхинвальского региона РФ использует эти территории для подбора и подготовки террористов с целью осуществления террористических актов в Грузии».
В Концепции также указывается, что «главной целью РФ является превращение Грузии в несостоявшееся государство», создание препятствий в реализации ее европейского и евроатлантического выбора и «возвращение в российскую орбиту влияния насильственным путем». При этом подчеркивается, что Грузия хотела бы иметь с Россией отношения, основанные на принципах добрососедства и равноправия, но это «не произойдет без уважения Российской Федерацией суверенитета и территориальной целостности Грузии и без начала процесса деоккупации... без превращения России в стабильную демократическую страну».
Из угроз, не имеющих прямого отношения к России, в Концепции указана опасность расширения конфликтов из соседних стран, в частности, нагорнокарабахского между Арменией и Азербайджаном. «Возобновление вооруженного противостояния между этими странами ослабит безопасность всех трех стран Южного Кавказа и будет способствовать росту политического влияния РФ во всем регионе», – говорится в документе.
Среди прочих вызовов – терроризм, кибербезопасность, энергетическая безопасность, экология, организованная транснациональная преступность, демография, интеграция этнических меньшинств в политическую, экономическую и социальную жизнь страны путем углубления знания грузинского языка, а также защита памятников исторического и культурного наследия.
Отдельная глава в документе выделена вопросам интеграции Грузии в НАТО и ЕС. Эти направления остались приоритетными для Тбилиси, способными снизить приведенные угрозы. Поэтому авторы документа считают необходимым для Грузии углубление отношений с главным стратегическим партнером – США. «Обороноспособность Грузии существенно выросла посредством программ помощи, оказываемой США... Грузия заинтересована в большем углублении сотрудничества в этой сфере», – говорится в документе.
Другим стратегическим партнером Грузии назван Азербайджан. Отношения с другими соседями – Турцией, Арменией, Украиной, остались в документе на уровне, зафиксированном в 2005 году, и характеризуются как «тесное партнерство». Концепция отдельно отмечает «активное сотрудничество» со странами Балтии, Восточной и Центральной Европы, и, кроме того, «большое значение» сотрудничества с государствами Скандинавии, Молдавией и Белоруссией и приветствует их участие в «Восточном партнерстве ЕС». В отношениях с центральноазиатскими странами СНГ Грузия «уделяет большое внимание сферам экономики, транспорта и энергетики». Не забыты в документе Китай, Израиль, Япония и многие другие страны мира – с ними Тбилиси будет расширять «политический и экономический диалог», а со странами Латинской Америки и Карибского бассейна продолжит процесс установления дипломатических отношений и сближения в целом.
В целом новая Концепция национальной безопасности оказалась предсказуемым документом. Относительная неожиданность лишь в минимальном внимании к такому региональному тяжеловесу, каким является Иран. Но и это понятно – отношения Тегерана с Западом сложны, и прозападная ориентация Тбилиси одновременно с декларируемой политикой добрососедства не оставляли пространства для маневра.
Второй момент – статус Армении. В 2005 году Ереван был задет тем, что Азербайджан в грузинской Концепции нацбезопасности фигурировал как стратегический союзник, а Армения – лишь как партнер. По некоторым данным, вопрос вроде обсуждался на очень высоком уровне, и грузинская сторона объяснила положение дел чуть ли не банальным недосмотром и даже обещала повысить статус Армении в ближайшей редакции Концепции. Так или иначе, но этого не произошло. И, как объяснил армянским СМИ грузинский политолог Сосо Цинцадзе, стратегический партнер России, каковым является Армения, не может одновременно быть таковым и для Грузии.