Американские военные в Центре транзитных перевозок в Киргизии.
Фото Reters
На саммите во вторник главы стран-членов ОДКБ подписали соглашение по военным базам. Согласно ему, иностранное военное присутствие в государствах ОДКБ возможно при согласии всех членов организации. Однако в документе есть лазейки, которые позволят партнерам по блоку это условие обойти. Достаточно переименовать базу, например, в центр, и она получит необходимую прописку. Как «Манас» в Киргизии.
Инициатором договора стала Москва, обеспокоенная планами Вашингтона по размещению ПРО в Европе и его же действиями на Востоке. Еще немного, и вокруг России появится «американское кольцо». Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев сообщил, что с предложением Москвы согласились все лидеры стран ОДКБ.
«Это является ярким подтверждением приверженности членов ОДКБ союзническим отношениям», – сказал он. Новая договоренность дает возможность России воспрепятствовать размещению, например, в Таджикистане или Узбекистане военных баз. А именно их территории собираются использовать США для дислокации своих войск, которые будут полностью выведены из Афганистана к 2014 году. Новое соглашение ОДКБ ставит точку и в истории с пролонгацией договора по использованию ВВС США киргизского аэропорта «Манас». Закрытия этой базы, переименованной в Центр транзитных перевозок, Россия пытается добиться с некоторых пор, но тщетно из-за уклончивой политики прежних киргизских властей.
Президент Академии геополитических проблем генерал-полковник Леонид Ивашов новый договор в рамках ОДКБ назвал шагом вперед. «За последние годы это единственное решение в рамках организации по проведению согласованной политики, и именно военной политики», – сказал «НГ» генерал Ивашов. Он, однако, полагает, что договор не означает категоричного запрета на размещение военных баз. «Вопросы будут согласовываться, и все будет зависеть от позиции России. Если Россия наложит вето, то военная база на территории страны – члена ОДКБ размещена не будет. Если же союзник не согласится, то ему придется выйти из альянса», – считает Леонид Ивашов. По его мнению, из-за заключенного договора на Россию Запад начнет оказывать давление. «У России при этом появляется возможность и торговаться с Западом, и усилить влияние на другие государства», – сказал «НГ» Ивашов. Вместе с тем генерал уверен, что у стран ОДКБ остается поле для маневра: «Что такое военная база? Четкого определения нет. Поэтому та или иная страна появление у себя базы может объяснить тем, что это не база, а, например, объект двойного назначения или перевалочный пункт». Все в конечном итоге будет сведено к названию.
С этим согласен старший научный сотрудник Института востоковедения РАН РФ Александр Князев: «В документах, которые принимаются в ОДКБ, должно быть раскрыто, что подразумевается под понятием «военная база». Сейчас это определение достаточно абстрактное, и потому остаются лазейки для оригинальных ходов». В качестве примера эксперт привел киргизскую авиабазу «Манас», переименованную в Центр транзитных перевозок. «Суть не изменилась – это самая обычная военная база. С тем же успехом и другие военные базы можно переименовать в учебный центр или логистический объект, но де-факто это будет военная база», – сказал «НГ» Князев. Он также сообщил, что госсекретарь США Хиллари Клинтон обсуждала с представителями Казахстана возможность совместного использования логистического центра (морского порта) в Актау. В Узбекистане аэропорт «Навои» также является международным логистическим центром и на 90% обслуживает американцев в Афганистане. В киргизском городе Токмак создан антитеррористический учебный центр, где постоянно находится большая группа вооруженных американских военных и проводятся учения. «Это объект, который в любой момент может использоваться американцами для собственных целей, не имеющих отношения к киргизской безопасности», – считает Князев.
Следуя этой логике, военному присутствию США в странах ОДКБ, главным образом в центральноазиатских, может ничего не помешать. В Таджикистане наиболее привлекательным объектом для американцев является аэродром «Айни», на который также имеют виды Россия и Индия. На минувшей неделе в индийских СМИ появилась информация, что на этом аэродроме уже базируются индийские самолеты и вертолеты. Официальный Душанбе информацию опроверг, но, как стало известно «НГ», переговоры по использованию «Айни» ведутся. Причем в трехстороннем формате: Россия–Индия–Таджикистан.
«В повестке дня вопрос – застолбить место, чтобы закрыть дорогу другим желающим. Присутствие в регионе Индии может стать заслоном для Китая и США», – сказал «НГ» источник в администрации таджикского правительства. Он полагает, что Индию могут пустить на этот аэродром, который будет называться «ремонтной базой». «Полноценной базы там никогда не будет. Основным игроком на поле Таджикистана остается Россия», – заверил источник.
Генерал Леонид Ивашов считает, что «Индия нам не страшна». «Индию надо как можно быстрее принять в Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС), а ОДКБ, в свою очередь, – теснее входить в контакт с ШОС. В этом случае получится крепкая конструкция. Надо также учесть, что Китай – наш союзник в ШОС и не станет размещать свои военные базы в Центральной Азии. В результате мы получим обширное пространство без западного военного присутствия», – сказал Ивашов.
Александр Князев, однако, считает такой подход слишком оптимистичным, ибо «в ОДКБ много придется потрудиться, чтобы перевести его из аморфного состояния в эффективное». «На проблемы самой организации могут накладываться проблемы отдельных его членов. Например, взять тот же договор о военных базах, о которых мы говорили. Никто не обратил внимания на то, что подпись президента Киргизии Алмазбека Атамбаева может быть признана недействительной, если ее не одобрят парламент и правительство», – заявил «НГ» Князев.
Депутат киргизского парламента от фракции «Ата-Мекен» Равшан Джеенбеков пояснил «НГ», что, согласно новой Конституции, президент не имеет права подписывать международные соглашения. Это прерогатива правительства, после чего документ должен пройти ратификацию в парламенте. «Президент Атамбаев превысил полномочия, подписав соглашение, которое не отвечает национальным интересам Киргизии. Впервые в истории глава государства отдал решение такого вопроса, как размещение военной базы или ее вывод, не нации, не правительству, а ОДКБ. Это серьезнейшая ошибка президента, и ему придется за это ответить», – сказал депутат. По его мнению, этот вопрос «тянет на импичмент». «Предположим, что завтра США или Европа предложат Киргизии миллиард долларов помощи за размещение своей базы, и мы не сможем ее получить, поскольку решать за нас будет ОДКБ. Лучше будет, если Атамбаев отзовет свою подпись», – отметил депутат.