Сторонников евроинтеграции милиционеры вчера призывали к порядку.
Фото Reuters
Вчера на саммите Украина–ЕС в Киеве не было парафировано Соглашение об ассоциированном членстве. В момент сдачи номера в печать решался вопрос об утверждении текста Соглашения о зоне свободной торговли (ЗСТ), являющегося составной частью Соглашения об ассоциации. Это позволяет Киеву продолжить политику торгов по тактическим вопросам с ЕС и РФ. Но переговорные позиции после вчерашних событий станут заметно слабее.
Саммит Украина–ЕС, к которому стороны готовились в течение года, прошел в сложной и даже нервозной обстановке. До последнего момента не было известно, чем он завершится. Ранее планировалось, что тексты двух соглашений будут утверждены одновременно, ведь создание ЗСТ формально является только одной из составных частей ассоциированного членства Украины в ЕС. Однако как раз в политической плоскости возникло множество проблем. Их олицетворением стала Юлия Тимошенко, суд над которой в Европе восприняли как свидетельство нарушения в Украине и демократических норм, и прав человека. «Дело не в личности самой Тимошенко, а в системных проблемах, которые пока не позволяют Украине стать частью ЕС», – пояснил накануне саммита один из еврочиновников.
Между тем Киев в деле Тимошенко придерживается изначально избранной линии, делая акцент на том, что исполнительная власть в демократическом государстве не вмешивается в деятельность судебной ветви. Виктор Янукович накануне саммита признал, что проблема Тимошенко является острейшим вопросом в переговорах между Украиной и ЕС. Он пояснил, что в ходе состоявшейся неделей ранее встречи с еврокомиссаром Штефаном Фюле передал Брюсселю свое видение: «Наша позиция очень простая. Проделана огромная работа для подготовки двух документов – соглашений об ассоциации с ЕС и создании зоны свободной торговли. Из слов еврокомиссара, которые я услышал, к Украине нет никаких замечаний, кроме замечания, касающегося Тимошенко».
При этом Украина в последний момент выдвинула ЕС новое требование: указать в Соглашении об ассоциированном членстве перспективу получения полноправного членства. В сложившихся обстоятельствах европейская сторона сочла это требование невыполнимым. В итоге вчера был найден выход из ситуации в виде совместного политического заявления лидеров ЕС и президента Украины: «Стороны достигли общего понимания относительно полного текста Соглашения об ассоциации, который определит будущее договорно-правовой базы отношений Украина–ЕС. Теперь открыт путь для технического завершения окончательного сводного варианта Соглашения, в том числе глубокой и всеобъемлющей зоны свободной торговли, с целью его скорейшего парафирования».
Руководитель Международного института демократий Сергей Таран в комментарии «НГ» отметил, что Киев затеял свою игру, чтобы иметь возможность на претензии ответить претензиями: «Учитывая, сколь амбициозные цели ставились, саммит можно назвать провальным. Но это провал не Украины, а команды Януковича. Власть так боялась политической конкуренции со стороны Тимошенко, что принесла стратегически важное решение о евроинтеграции в жертву идее ареста лидера оппозиции». Таран считает, что официальный Киев не отказался от намерений сближаться с Европой, тем более что этого требует и крупный бизнес, и общество, а решил лишь отложить сложный вопрос. «Теоретически, конечно, ничего не мешает парафировать Соглашение об ассоциации позже, через год, например, когда Тимошенко уже не сможет составить конкуренцию соратникам Януковича на парламентских выборах. Только нужно учитывать важное обстоятельство: формальные требования ЕС останутся прежними, но имидж Януковича в глазах западных лидеров ухудшится, к нему будут относиться с большим недоверием, чем прежде», – отметил эксперт.
Понять позицию Януковича лидеры ЕС попытались вчера за час до саммита: состоялась беседа с глаза на глаз украинского президента с главой Еврокомиссии Жозе Мануэлом Баррозу и председателем Совета ЕС Херманом ван Ромпеем. Хотя планировался короткий обмен мнениями, разговор затянулся. Затем лидеры открыли пленарное заседание 15-го саммита. Кроме того, лидеры ЕС запланировали отдельную встречу с лидерами украинской оппозиции, в том числе с соратниками Юлии Тимошенко, которых именно европейская сторона пригласила к участию в саммите.
Вчера первый вице-премьер Украины Андрей Клюев пояснил смысл обнародованного лидерами Украины и ЕС заявления о завершени переговоров об ассоциации: документы будут парафированы чере месяц-полтора. По сообщению агентства УНИАН, глава президентской администрации Сергей Левочкин уточнил: «Это может произойти и в феврале, и в январе, и в декабре. Все зависит от бюрократической машины, как она подготовит текст».
Тем временем агентства сообщали о задержании милицией полутора десятков активистов, которые пришли к администрации президента с плакатами в поддержку евроинтеграции. Поскольку инициаторы акции подали официальную заявку на ее проведение и явно не представляли никакой угрозы ни для кого, то действия милиции в очередной раз вызвали недоумение европейцев. По сути, события на улице стали еще одним штрихом к общему впечатлению о неготовности Украины к интеграции в ЕС.
Руководитель Агентства моделирования ситуаций Виталий Бала сказал «НГ», что само по себе парафирование – это только утверждение согласованных текстов документов, технический момент: «Но в нашем случае это важнейший символ. Это словно зеленый свет: европейцы нам его включили, а как мы проедем перекресток – зависит от нас, от того, чему научились и как знаем правила. Если бы 19 декабря документы были парафированы, то мы перешли бы на новый этап – подготовки к их подписанию и ратификации в парламентах стран – членов ЕС. Был бы пройден тот рубеж, после которого внешнеполитическая линия Украины стала бы четко и окончательно определенной, не позволяющей возвращаться к торгам относительно членства в объединениях СНГ под управлением России, которые рассматриваются как альтернатива евроинтеграции».
Один из украинских чиновников сказал «НГ», что до осени сего года именно такой сценарий и реализовывался. По его словам, палки в колеса украинской евроинтеграции вставила Россия, связавшая вопросы внешней политики с ценой на газ: «От нас не требуют отменить планы и развернуться на 180 градусов. Просят всего лишь отложить на время сближение с Европой. Цена вопроса – снижение цены на газ в два раза, а возможно, до белорусского уровня. Вы понимаете, что это значит за год до парламентских выборов». Чиновник отметил, что вчера газовая проблематика обсуждалась также в ходе встречи Януковича с европейскими лидерами, но к каким выводам пришли собеседники, в момент сдачи номера в печать не было известно.
Зато премьер-министр Николай Азаров, находясь с визитом в Чехии, вчера заявил, что надеется на подписание нового украинско-российского газового договора до конца года: «Переговоры идут тяжело. Но в ближайшие дни есть надежда, что мы выработаем компромиссное решение. Для нас это особенно важно, потому что начинается новый год, и мы хотели бы войти в него с уже модернизированным договором и нормальными ценами на газ, которые не подрывают нашу экономику». Предполагается, что сегодня вопрос может быть решен в ходе встречи Дмитрия Медведева с Виктором Януковичем в Москве.
Виталий Бала, комментируя возможный размен внешнеполитической стратегии на газовую тактику, сказал «НГ», что такое решение позволило бы украинской власти решить насущные экономические проблемы на период до парламентских выборов, но породило бы гораздо больше проблем к президентским выборам 2015 года: «Бесплатный сыр бывает только в мышеловке, что в очередной раз подтвердилось харьковскими соглашениями, подписанными весной 2010 года. Да, на год мы получили передышку с ценами на газ. А теперь требуются новые уступки. Так будет без конца. И единственный выход из этой ситуации – усилить свои позиции на переговорах с Россией, став частью ЕС».
Руководитель общественной организации «Украинский дом» Павел Грицак считает, что в ближайшее время ничего не изменится: «Как показал саммит Украина–ЕС, наша власть живет одним днем и этим перечеркивает стратегию развития страны. Думаю, до парламентских выборов как минимум продлится период внешнеполитической неопределенности: шаг в сторону РФ, шаг – к ЕС».
Депутат от правящей Партии регионов Леонид Кожара сказал информагентствам, что взять паузу имеет смысл, исходя из событий в самом Евросоюзе: Украине стоит выждать, чтобы принять решение об интеграции исходя из национальных интересов, сказал он.
Киев