В МИД Украины готовятся сразу к двум саммитам – ЕС и СНГ.
Фото Владимира Захарина
На саммите Украина–Евросоюз 19 декабря может быть парафировано только одно соглашение – о зоне свободной торговли (ЗСТ). Утверждение текста второго документа – об ассоциированном членстве Украины в ЕС, – вероятно, будет отложено. Об этом заявил директор департамента информационной политики МИД Украины Олег Волошин.
Работа над несколькими интеграционными документами началась еще при президенте Викторе Ющенко. В 2008 году было решено, что соглашение об ассоциации станет базовым и будет включать в себя все остальные соглашения, в том числе о ЗСТ и безвизовом режиме между Украиной и ЕС. На декабрь 2009 года планировалось утверждение уже согласованных текстов документов – парафирование. Однако в последний момент Украина и ЕС вступили в спор: Киев желал принять все сразу, европейцы настаивали на том, чтобы вначале парафировать базовое соглашение, а работу над договором о ЗСТ продолжить. В итоге были сорваны все договоренности, а провал евроинтеграционного направления поставил точку в политической карьере президента Ющенко.
Сейчас ситуация, похоже, повторяется. Правда, работа над экономическим блоком уже завершена, а поэтому ЕС готов парафировать документ. Что касается политического сближения в виде ассоциированного членства, то, как известно, у европейских лидеров возникло много претензий к Киеву в связи с уголовным преследованием лидеров оппозиции. Руководитель Института украинской политики Константин Бондаренко сказал «НГ», что в ЕС нет единой позиции: группа стран во главе с Польшей настаивает на том, чтобы как можно скорее ввести Украину в клуб европейских государств, поскольку это единственный путь демократизации страны. Другие члены ЕС, среди которых первую скрипку играет Германия, считают невозможным политическое сближение ЕС с государством, в котором игнорируются европейские принципы верховенства права, соблюдения прав граждан, свободы слова.
Противоречия нашли свое отражение и в принятой за две недели до саммита резолюции Европарламента по Украине. В документе содержались не только уже традиционные жесткие требования к официальному Киеву, но также рекомендация включить в текст соглашения об ассоциированном членстве перечень возможных защитных мер: «Разработать четкие защитные меры и возможный механизм для временной приостановки действия соглашения в целом в случае, если существенные и фундаментальные принципы (ЕС. – «НГ») игнорируются или сознательно нарушаются (в Украине. – «НГ»)».
В Киеве эту рекомендацию восприняли как пощечину. Ведь украинские дипломаты в последние месяцы активно продвигали включение в документ совсем иной нормы – о перспективе полноправного членства Украины в ЕС. То есть одновременно со статусом ассоциированного члена Украина надеялась получить четкие гарантии, вплоть до указания конкретных дат, о перспективе стать полноправным членом ЕС. В Европе это предложение вызвало раздраженную реакцию, западные лидеры напомнили, что этот пункт ранее не обсуждался и никогда еще не включался в соглашения об ассоциированном членстве. Тем более что теоретически любая страна, достигшая в своем развитии стандартов ЕС, может претендовать на членство без каких-либо предварительных обещаний.
Олег Волошин, поясняя ситуацию, сказал журналистам: «Если наши европейские партнеры подчеркивают, что это (перспектива членства Украины в ЕС. – «НГ») не так важно, то в чем тогда проблема, чтобы зафиксировать в соглашении об ассоциации то, что не так важно, и то, что Украина просит?». Он добавил, что ассоциированное членство в Киеве рассматривают не как альтернативу, а как шаг на пути к полноправному членству в ЕС.
Судя по всему, стороны так и не нашли общий язык. А усложняющаяся ситуация вокруг судов над Юлией Тимошенко, воспринимаемая в Европе как демарш Киева, только ухудшила атмосферу переговоров о политическом сближении. Об этом может свидетельствовать сделанное в комментарии газете «Левый берег» заявление главы миссии Украины при Евросоюзе Константина Елисеева: «Это соглашение – не подарок для Украины. Это взаимовыгодный документ, который принесет пользу как Украине, так и ЕС. И нельзя преподносить его как игрушку – «сегодня ты ее не получишь, потому что провинился».
Посол ЕС в Украине Жозе Мануель Пинту пояснил позицию своей стороны: «ЕС не будет тратить средства своих налогоплательщиков на то, что не отвечает европейским стандартам». А Украина, несмотря на все усилия европейских партнеров, «еще даже не начала процесс внедрения механизма сдерживаний и противовесов в системе распределения власти». Киев, не прилагая усилий к тому, чтобы изменить ситуацию, в которой дело против Юлии Тимошенко – это только вершина айсберга, желает получить гарантии членства в ЕС, возмущены в Брюсселе.
Политолог Сергей Таран считает, что европейским лидерам будет сложно объяснить своим избирателям, по какой причине они дают широкие авансы и делают политические исключения для государства, руководство которого эти же лидеры обвиняют в нарушении европейских принципов и демократических норм. Но, с другой стороны, сложно будет объяснить, почему во второй раз провалились планы евроинтеграции государства, на процесс сближения с которым Европа потратила немало сил и средств. Поэтому, вероятно, было принято половинчатое решение: утвердить текст соглашения о ЗСТ, отложив более широкий и сложный документ об ассоциированном членстве.
Но эти планы за несколько дней до саммита возобновили в Украине жесткие споры о выгодности экономического сближения с ЕС. Еще в октябре замминистра экономики Украины, уполномоченный правительства по вопросам сотрудничества с СНГ Валерий Мунтиян заявил, что создание ЗСТ с Евросоюзом обернется снижением ВВП Украины в 2012 году на уровне 0,4%. В краткосрочной перспективе Украина больше потеряет, чем приобретет, ведь экспорт товаров в страны ЕС ограничен, а условия импорта будут либерализованы. Плюсы от экономической интеграции страна ощутит только через несколько лет, полагают экономисты. Они уточняют, что прогнозы зависят от экономического положения самого Евросоюза, который, как известно, переживает не лучшие времена. Депутат от правящей Партии регионов Владимир Зубанов отметил, что если 19 декабря евроинтеграционные планы будут провалены, то не по вине Украины, а из-за внутренних проблем самого Евросоюза.
Заместитель гендиректора Центра Разумкова Валерий Чалый отметил, что нынешний этап не показателен, ведь речь идет только о парафировании соглашений. Гораздо важнее этапы подписания и ратификации документов. Он считает, что после нынешнего саммита Украина–ЕС пауза в евроинтеграционных процессах затянется почти на год, до парламентских выборов в Украине. От того, как они пройдут, какие политические силы смогут принять в них участие, будут в 2012 году зависеть планы ЕС в отношении сближения с Украиной, полагает эксперт.
Киев