Алла Джиоева оказалась неуступчивой.
Фото Reuters
В четверг во второй половине продолжились переговоры представителя администрации президента РФ Сергея Винокурова с лидером югоосетинской оппозиции Аллой Джиоевой. Накануне Джиоева по окончании очередной встречи с посланцем Кремля впервые предстала довольной: «Наконец меня стали слышать». Ее сторонники объявили, что намеченная на 10 декабря инаугурация обязательно состоится.
Все эти дни, прошедшие с 27 ноября, когда состоялись президентские выборы, которые она формально выиграла, Алла Джиоева недоумевает: чем же так не по душе Кремлю ее победа? Этот вопрос она ежедневно задает, как правило, на встречах с журналистами. Возможно, ответы она получает на встречах с представителем Кремля Сергеем Винокуровым.
Но о них ничего не известно – разговор проходит за закрытыми дверьми. И остается строить предположения. Вплоть до того, что кое-кто серьезно опасается: взяв власть, Джиоева и ее люди начнут копать и выяснят, куда все-таки ушли российские миллионы, выделенные на послевоенное восстановление Южной Осетии, но на дело истраченные малой частью. Этого не желают власти республики, а главное – кто-то в Москве.
Однако похоже, что все-таки что-то стало сдвигаться в ее сторону. И не только потому, что после разговора с Винокуровым в среду Джиоева заявила: «Впервые мы с консультаций уходим с позитивом... мы слушали и были услышаны». Но и по некоторым другим признакам, свидетельствующим, что режим Эдуарда Кокойты начал терять устойчивость.
Уходящий президент удовлетворил прошения об отставке с занимаемых должностей целого ряда министров, руководителей районных и сельских администраций, а также мэра Цхинвала. Правда, никого из силовиков в этом списке нет. Видимо, они будут выжидать до последнего. Самый же яркий штрих – специальное заявление еще одного вице-спикера югоосетинского парламента Юрий Дзиццойты, в котором он призвал Эдуарда Кокойты следовать Конституции республики и подать в отставку. А бразды правления, пока не будет поставлена точка в истории с новым президентом, надо передать премьер-министру Вадиму Бровцеву, считает вице-спикер. Дзуццойты поддержала группа депутатов.
«НГ» уже писала о том, что на днях с аналогичным заявлением выступила вице-спикер Мира Цховребова. Позиция же Дзиццойты показательна тем, что у этого политика сложилась репутация держащего нос по ветру. И если уж он выступил, по сути, против Кокойты, то, стало быть, скоро развязка, многозначительно заговорили цхинвальцы.
Сам Дзиццойты пояснил журналистам, что в парламенте он представил два предложения, но Кокойты в любом случае должен уходить. «В день выборов я вместе с наблюдателями общался и с представителями кандидатов, и с представителями участковых комиссий, и с избирателями. Не было никаких нарушений, о чем был составлен соответствующий протокол и сдан в ЦИК... Джиоева победила честно», – заявил он, подчеркнув, что сам голосовал за ее противника – Анатолия Бибилова. По словам вице-спикера, все, что произошло потом, непонятно, и, видимо, власть допустила перегибы. «Есть два варианта. Первый – признать выборы состоявшимися с переходом власти от Кокойты к Джиоевой. Второй – если это все-таки невозможно, то Кокойты должен все равно уйти, потому что по Конституции истек срок его полномочий», – полагает Дзиццойты. Он считает, что премьер Бровцев не причастен к нынешнему кризису и, будучи нейтральным, сможет подготовить условия для повторных справедливых выборов.
Однако сценарий повторных выборов Джиоева не приемлет. В четверг до встречи с Винокуровым она сделала, вероятно, максимально возможный в нынешних условиях пиар-ход для демонстрации абсолютной лояльности Кремлю. Она объявила о создании Народного фронта, который поддержит Владимира Путина на предстоящих выборах президента России и в который войдут все 16 тыс. жителей Южной Осетии, которые проголосовали за нее. Не уходящие же с Театральной площади сторонники Джиоевой объявили о подготовке к инаугурации. Правда, за исключением места ее проведения – опять же Театральная площадь, никто не смог уточнить, что же будет происходить 10 декабря. Из возможных сценариев самым безобидным видится принесение Джиоевой публичной клятвы верности народу. В данном случае получается – 16 тыс. сторонникам. И тогда можно будет говорить о формальном расколе Южной Осетии: одна часть общества президентом считает Джиоеву, другая – того, кто сменит Кокойты.