Эдуард Кокойты потребовал от силовиков удержать ситуацию под контролем.
Фото Mikhail Mordasov/AFP
Во вторник Верховный суд Южной Осетии, рассмотрев иск оппозиции, оставил в силе свое решение об отмене президентских выборов 27 ноября. Новые выборы главы республики состоятся 25 марта. Президент Эдуард Кокойты заявил, что гарантирует исполнение судебного вердикта, и обвинил оппозицию в сотрудничестве с грузинскими спецслужбами. Алла Джиоева сообщила о намерении просить политическое убежище за границей. А до всего этого из гранатомета стреляли по квартире генерального прокурора Теймураза Хугаева.
По квартире Хугаева – родственника Кокойты – из «мухи» бабахнули на рассвете. К счастью, никто не пострадал – заряд лишь разворотил стену. Переправив семью в безопасное место и дав показания, Хугаев объявил, что был готов к такому, так как спецслужбы еще в ноябре знали о готовящемся покушении. По его словам, ему известно, кто совершил преступление, и поимка стрелка – дело времени.
Пока в центре внимания находился Теймураз Хугаев, оппозиция во главе с Аллой Джиоевой не могла определиться, как быть с собственным иском в Верховный суд. Решение отозвать его ввиду предопределенности вердикта Фемиды припозднилось – судья успел огласить приговор.
Джиоева, объявившая о том, что 10 декабря будет проводить свою инаугурацию, назвала заседание Верховного суда «судилищем» и призвала президента РФ Дмитрия Медведева прекратить произвол, чинимый Кокойты, и помочь становлению законной власти. Если же нет, то Джиоева не исключила, что на ближайшем заседании госсовета – некоего органа управления, который она сформировала из своих сторонников, возможно, будет рассмотрен вариант ее политической эмиграции. Однако, похоже, Кремль не намерен копать глубже – в понедельник Медведев, комментируя события в Цхинвале, заявил, что стороны сами должны найти выход. Неперспективна и идея обращения к международному сообществу – суверенитет Южной Осетии признан лишь несколькими странами, и трудно представить, что, скажем, на острове Науру или в Никарагуа осведомлены о противостоянии в республике и приняли его близко к сердцу.
Поняв, что оппозиция, по шахматной терминологии, потеряла темп и инициатива переходит к нему, Эдуард Кокойты выступил с хлестким заявлением, обвинив Джиоеву и ее сторонников в сотрудничестве с грузинскими спецслужбами: «Уже достоверно установлено, что спонсируют оранжевую революцию в Южной Осетии спецслужбы Грузии... Я как президент гарантирую выполнение решения Верховного суда республики, и ответ властей на угрозы и действия провокаторов будет решительным, но в рамках закона».
МИД Грузии, в свою очередь, в специальном сообщении ответственность за происходящее в оккупированном Цхинвальском регионе возложил на Москву, а прочие версии назвал плодом нездорового воображения местного режима. Депутаты парламента Грузии на пленарном заседании призвали жителей Южной Осетии вернуться под юрисдикцию Тбилиси ради «процветания и развития... и если хотят, чтобы их голос кто-то услышал».
Вчера во второй половине дня власти с выжидательного режима переключились на репрессивный. Арестовав двух сторонников Джиоевой по обвинению в незаконном хранении огнестрельного оружия, представители органов объявили о временном закрытии границы республики с Россией. Теперь до ее открытия из Южной Осетии можно попасть только в Грузию. Заместитель генпрокурора Эльдар Кокоев не подтвердил, но и не опроверг мнение о том, что граница закрыта из-за покушения на Хугаева. «Проводятся оперативно-разыскные мероприятия... У нас есть информация о лицах, которые могут быть причастны к покушению, и сейчас эта информация отрабатывается», – сказал он журналистам. По его мнению, преступление одновременно связано со служебной деятельностью Хугаева и заседанием Верховного суда, как уже отмечалось, отклонившим жалобу Джиоевой. По совпадению или иным обстоятельствам примерно в это же время в Северной Осетии в аэропорту Беслана при вылете в Москву был арестован бывший глава КГБ Южной Осетии Роберт Табуев, у которого был обнаружен героин.
Информированный источник в Цхинвале сообщил «НГ», что границу с Россией власти закрыли с одной целью – разобраться с оппозицией. «Тем, кому светит тюрьма, остается либо смириться, либо как-то перебраться на грузинскую сторону. Власти этого и ждут. Одного такого факта будет достаточно, чтобы использовать его в качестве доказательства связи оппозиции с грузинскими спецслужбами и попытки устроить цветную революцию», – заявил собеседник. По его словам, вопреки распространенной информации, Джиоева не будет просить политического убежища в России, поскольку она, как 99% жителей Южной Осетии, и так гражданка РФ. «Ее, возможно, трогать не будут, но она уже на крючке за создание госсовета: уедет в Россию или успокоится – вопросов к ней во избежание большего обострения, вероятно, не будет, а так – статья есть», – считает собеседник. По его мнению, ход событий в республике приобрел такие очертания: в марте состоятся выборы, Джиоева в них участвовать не сможет, поскольку из-за нее отменены прошедшие. Может не быть и Анатолия Бибилова: люди могут из принципа не голосовать за московского ставленника – или одновременно с Бибиловым будет еще один кандидат от Кремля, и нельзя исключать, что Кокойты опять не попытается включить в марафон своего человека – например, того же Хугаева. «Но когда-нибудь кому-нибудь придется объяснить конкретную причину назначения новых выборов», – сказал источник.
На момент подписания номера в печать в Цхинвале продолжался митинг сторонников Джиоевой. Сама она заявила, что акция не будет прекращена, призвала сотрудников правоохранительных органов не применять силу и выразила готовность к переговорам с властями. Ни Эдуард Кокойты, ни представители его окружения на это никак не отреагировали. Зато вице-спикер парламента Мира Цховребова, согласно некоторым агентствам, распространила заявление, в котором предложила Кокойты отказаться от президентских полномочий в пользу Джиоевой.