Леониду Кучме предстоит ответить на суде на вопросы об убийстве журналиста Георгия Гонгадзе.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Второй президент Украины Леонид Кучма, которого в марте обвинили в превышении служебных полномочий, вскоре может предстать перед судом: на днях генеральный прокурор Виктор Пшонка в интервью национальному телеканалу сообщил, что стороны защиты и обвинения уже знакомятся с материалами дела. Хотя СМИ переключили внимание на процесс над Юлией Тимошенко и потеряли интерес к делу Кучмы, но некоторые политики предполагают, что именно в рамках суда над экс-президентом Украину ожидают новые сенсации.
Весной украинская Генпрокуратура обосновала свои подозрения в отношении Кучмы диктофонными записями, которые, как считается, тайно вел в кабинете главы государства бывший офицер Госохраны Николай Мельниченко.
Приобщенные в качестве вещественного доказательства, они якобы свидетельствовали, что Кучма превысил полномочия, а это в результате привело к убийству журналиста Георгия Гонгадзе в 2001 году. Непосредственные исполнители преступления – три милиционера из спецподразделений – были осуждены еще в 2008 году. Суд над организатором убийства Алексеем Пукачем начался осенью и еще длится в закрытом режиме. Вопрос о том, кто же был заказчиком, остается открытым – до суда над Кучмой.
Весной экс-президент уверял, что не только не имел намерения убивать Гонгадзе, но даже плохо знал о существовании такого журналиста. Он собирался доказать в суде свою непричастность к преступлению, которое, по мнению Кучмы, стало спецоперацией иностранных спецслужб. Доказать это можно было бы с помощью тех же пленок Мельниченко. Правда, все политологи в Киеве сходились во мнении, что легитимизация тайных записей ударит по интересам и репутации очень многих политиков и государственных деятелей, которые и сейчас находятся у власти.
Летом информационный шум вокруг дела Кучмы сошел на нет. А осенью ситуация принципиально изменилась: в конце октября Конституционный суд Украины принял постановление, которое ставит под сомнение возможность использования записей Мельниченко в суде против Кучмы. Генпрокурор Пшонка пояснил: «Есть решение Конституционного суда, который четко определил, что статья 62 Конституции Украины должна толковаться в том смысле, что если доказательства собраны в законных рамках, то они должны быть доказательствами. Если это не в рамках закона, а с нарушением закона, другим путем, это не должно идти в доказательства».
Тот факт, что Мельниченко действовал незаконно, был подтвержден недавним решением одного из районных судов Киева, который возобновил расследование против экс-сотрудника службы Госохраны. Уголовные дела против Мельниченко из-за незаконного прослушивания кабинета главы государства, фальсификации доказательств и разглашения государственной тайны возбуждались в 2001 и 2004 годах. После оранжевой революции дела были закрыты, поскольку суд принял к сведению, что Мельниченко превысил полномочия, действуя в режиме крайней необходимости. Но летом сего года следствие было возобновлено. А в начале октября выяснилось, что бывший охранник снова сбежал из Украины. Его адвокаты пояснили, что жизни Мельниченко угрожает опасность.
Хотя считалось, что главный свидетель по делу Кучмы скрывается в США, на прошлой неделе он объявился в Израиле: Мельниченко пытался прорваться к президенту Януковичу, который находился в Тель-Авиве с государственным визитом. Полиция задержала и отпустила украинца, который объявлен в международный розыск. Мельниченко пояснил журналистам, что хотел предупредить Януковича об интригах, плетущихся его окружением. Он также сообщил, что 21 ноября направил письмо генпрокурору Украины, в котором изложил некие важные факты, свидетельствующие, что «Януковича подставляют».
В то же время в Киеве состоялась пресс-конференция политиков, которые в 2001-м инициировали «кассетный скандал», с которого начались масштабные акции протеста «Украина без Кучмы». Как известно, бывший в то время председателем Верховной Рады Александр Мороз обнародовал записи Мельниченко. Его поддержали депутат Александр Ельяшкевич и журналист Алексей Подольский, на которых совершила нападения та же группа, которая убила Гонгадзе. Через год Ельяшкевич получил политическое убежище в США. Сейчас он приехал в Украину, чтобы заявить, что, даже если украинский суд не примет в качестве доказательств записи Мельниченко, Кучму ждут суды за пределами Украины.
В ходе пресс-конференции Ельяшкевич заявил, что существуют другие, более серьезные улики против Кучмы: «Это не только записи, которые известны, это и другие записи, это и свидетели, которые могут рассказать и которые гораздо ценнее записей». Он уточнил, что доказательствами против экс-президента располагают правоохранительные органы таких стран, как США и Россия. Ельяшкевич сказал, что не вправе раскрывать подробности: «Нужно согласие соответствующих правоохранительных органов некоторых стран для того, чтобы озвучить эти доказательства».
Тем временем адвокаты Леонида Кучмы подали ходатайство о закрытии уголовного дела против их клиента в связи с бегством из страны главного свидетеля. Мельниченко же сообщил через СМИ, что готов вернуться в Украину для участия в суде над Кучмой – при условии, что действующая власть предоставит ему убедительные гарантии безопасности. Генпрокурор Пшонка, комментируя ситуацию журналистам, выразил сомнение в том, что дело против Кучмы может быть просто закрыто без суда – хоть из-за вердикта Конституционного суда, хоть по причине отсутствия главного свидетеля. «Я за то, чтобы решение принимал суд. Пусть суд изучает дело, доказательства, которые есть, дает свою правовую оценку этому и принимает законное решение», – сказал он.
Киев