Александр Лукашенко не согласен с европейцами: преступники, по его мнению, заслуживают казни.
Фото Dmitry Asstakhov/AFP
Совет ЕС рассматривает возможность расширения визовых санкций в отношении белорусских чиновников. Официальный Минск на предупреждения не реагирует.
Официальной информации относительно возможных санкций пока не поступило. О том, что этот вопрос рассматривается, сообщали «источники в Совете ЕС». Правда, речь пока не идет об экономических, наиболее действенных с точки зрения местной оппозиции, мерах воздействия. Предполагается, что ЕС расширит список белорусских чиновников, которым запрещен въезд в ЕС и чьи финансовые активы в случае обнаружения в Европе будут заморожены. По информации источников, это реакция на «преследования представителей оппозиции и гражданского общества».
Напомним, что на минувшей неделе протест мирового сообщества вызвал приговор правозащитнику Алесю Беляцкому. Глава правозащитного центра «Весна» получит 4,5 года с конфискацией имущества за неуплату налогов с доходов за границей. Несогласие правозащитника с приговором основано на том, что деньги, которые суд рассматривал как доход Беляцкого, на самом деле направлялись на финансирование деятельности правозащитного центра «Весна». Поскольку власти Белоруссии отказывали центру в регистрации, а получение грантов для НПО (неправительственных организаций) в стране фактически запрещено, то иного варианта финансирования правозащитной деятельности, кроме перечисления средств на счета сотрудников, не существовало. Приговор Беляцкому – это стремление прекратить деятельность правозащитного центра, а с ним и поддержку репрессированных. Кроме того, для власти важно лишить правозащитников возможности получать финансирование из-за рубежа.
Также на прошлой неделе вступили в силу поправки в законодательство о массовых мероприятиях, которые фактически запрещают таковые, включая даже флешмобы.
В среду новости из Минска снова потрясли воображение мировой общественности. Верховный суд Белоруссии приговорил к смертной казни Владислава Ковалева и Дмитрия Коновалова, посчитав их вину в организации теракта в минском метро 11 апреля и взрыва 4 июля 2008 года во время празднования Дня независимости доказанной. Местные наблюдатели в большинстве своем с приговором не согласны. Во-первых, из-за того, что так и не услышали убедительных доказательств вины подсудимых. Во-вторых, потому, что смертная казнь в принципе -═варварское наказание, отказаться от которого цивилизованный мир призывает Белоруссию уже несколько лет. Как уже писала «НГ», ранее Парламентская ассамблея Совета Европы выставила в качестве условия возвращения Белоруссии статуса специального приглашенного отмену смертной казни или введение на нее моратория. Однако, игнорируя эти требования, Белоруссия продолжает приводить варварские приговоры в исполнение.
«Европейский союз выступает против применения смертной казни в любых обстоятельствах. Мы считаем, что смертная казнь является жестоким и бесчеловечным наказанием, которое не сдерживает преступность и отрицает человеческое достоинство», – прореагировала на приговор верховный представитель Евросоюза Кэтрин Эштон. «Преступление, в связи с которым были осуждены обвиняемые, было варварским. Тем не менее его жертвам и их родственникам нужна справедливость, а не месть», – заявил генеральный секретарь Совета Европы Турбьёрн Ягланд. «Мы шокированы тем, что оба обвиняемых приговорены к смертной казни, в то время как степени их участия в преступлении существенно различаются, – заявила представитель международной правозащитной организации Amnesty International Хизер Макгилл. «Сообщение о смертном приговоре в Минске вызывает просто оторопь. Если их вина действительно доказана, то, думаю, пожизненное заключение доставило бы им не меньше моральных мук и страданий, чем просто уничтожение их как биологических существ», – считает член Общественной палаты России адвокат Анатолий Кучерена.
Уполномоченный по правам человека правительства ФРГ Маркус Лёнинг также призвал изменить меру наказания Дмитрию Коновалову и Владиславу Ковалеву на лишение свободы. «Смертная казнь не может быть оправдана ни в коем случае, поскольку никогда нельзя исключить возможности ошибки правосудия», – считает он.
Вчера Любовь Ковалева – мать одного из осужденных – отнесла в приемную президента Лукашенко прошение о помиловании. Правда, вероятность того, что оно будет удовлетворено, крайне мала. Официальные СМИ, по которым в случае отсутствия комментариев чиновников можно определять мнение власти, уже две недели ведут активную кампанию в поддержку идеи смертной казни для белорусских 25-летних террористов. В день объявления приговора госканалы показали видео оперативной съемки с признательными показаниями Коновалова и Ковалева. Напомним, эти показания – основной аргумент обвинения.
В поддержку смертной казни высказывался и сам Лукашенко. «Все наше общество пережило такой шок. Это непростительно, и я как президент считаю, что должно быть самое жестокое наказание за подобные действия», – заявил он в одном из недавних интервью. С предложением журналиста оставить их на всю жизнь в тюрьме Лукашенко фактически не согласился.
Пропагандистские сюжеты на тему смертной казни, содержащие выпады в адрес всех европейских структур, которые призывают Белоруссию хотя бы объявить мораторий на применение этой средневековой меры наказания, пронизывает лейтмотив «а мы назло вам будем жить по своим правилам». Показательно и то, что вчера пресс-секретарь МИД Белоруссии Андрей Савиных даже не захотел комментировать тему отношений с ПАСЕ в свете приговора Ковалеву и Коновалову, сославшись на то, что позиция Белоруссии по этому вопросу известна.
Минск