Сегодня в Минске будет оглашен приговор Владиславу Ковалеву и Дмитрию Коновалову, которые обвиняются в совершении серии терактов, в том числе и в минском метро в апреле нынешнего года. Обвиняемым грозит смертная казнь. Многие эксперты и представители общественности считают их вину недоказанной и призывают власти воздержаться от убийства.
В сети Интернет организован сбор подписей против смертной казни Ковалева и Коновалова. По состоянию на вчерашний день там было уже около 45 тысяч фамилий. Любовь Ковалева – мать одного из террористов не дожидаясь оглашения приговора направила прошение о помиловании на имя президента Александра Лукашенко. «Не дайте лишить жизни наших сыновей, виновность которых вызывает слишком много сомнений», – пишет она. Она просит президента потребовать проведения дополнительного расследования, «поскольку ни следствие, ни суд так и не дали вразумительных ответов на ценный ряд возникших вопросов». С заявлением, осуждающим позицию обвинения, выступили белорусские правозащитники.
У Людмилы Ковалевой, как и у многочисленных экспертов, и наблюдателей, сомнения в первую очередь вызывает тот факт, что основным доказательством вины стали признательные показания Дмитрия Коновалова, данные им в первые дни после задержания. Адвокат не присутствовал при этих допросах, а Коновалов отказался давать показания в ходе процесса. Когда его увидел адвокат, на теле подсудимого были многочисленные ссадины и кровоподтеки. Защита настаивала на том, что все показания, данные без присутствия адвоката, должны считаться незаконными, поскольку получены с нарушением норм Уголовно– процессуального кодекса. Однако это не было принято во внимание. Что касается второго фигуранта Ковалева – пособника террориста, который в первые дни также давал признательные показания, то он от них отказался и заявил, что они были получены под давлением. «На следствии я давал показания, необходимые следствию, перед допросами мне говорили, что сказать», утверждал он. «Я оговаривал Дмитрия специально. Мне сказали, что чем хуже он будет выглядеть, тем лучше для меня┘ Эти разговоры следователи преподносили под видом помощи», рассказывал Ковалев в суде.
Нестыковок, дающих основания для сомнений, столько, что местные эксперты составляют целые таблицы для их демонстрации. Например, в лаборатории Коновалова, где он якобы изготавливал бомбу, на оставшихся ингредиентах нет его отпечатков пальцев, что дает основания думать, что принес их сюда отнюдь не сам террорист. У адвоката в суде были большие претензии к смонтированной видеозаписи, как одному из доказательств. Эксперты ФСБ России, также изучив записи камер видеонаблюдения, не сочли возможным дать заключение о портретном сходстве Коновалова и подозреваемого, а также схожести особенностей поведения, в том числе из-за низкого качества записи. К тому же на одежде Коновалова, на его коже не обнаружено ни следов дыма, ни следов копоти и гари и, что физически невозможно, по мнению независимых экспертов, если он приводил в действие взрывное устройство, находясь в метро, а именно это следует из материалов следствия.
Судебные заседания, длившиеся с 15 сентября, так и не смогли дать ответ на главный вопрос: зачем? Повторяемая Коноваловым фраза – «для дестабилизации обстановки в Республике Беларусь» звучала неубедительно.
Даже пострадавшие, участвовавшие в процессе, не настроены агрессивно и в большинстве своем говорят о недоказанности вины Коновалова и Ковалева. «Возможно, но не очевидно», – утверждает большинство из них. «Президент сказал: «Покажите людям этих уродов, покажите их лица обществу». Я вижу лица, но я не уверена, что это они виновны. Я не понимаю, кто и что за этим стоит. Не думаю, что здесь все так просто┘», – заявила в ходе судебного процесса потерпевшая Людмила Жечко.
На фоне таких дискуссий тем более бросается в глаза желание власти казнить молодых людей. Уже в конце минувшей недели с нарастающей частотой и интенсивностью официальные пропагандисты в эфире всех госканалов показывали зрителям подборку мнений населения «жаждущего крови». «Расстрел для Коновалова – слишком легкая смерть», «нет никакой жалости к этим людям», «их вина полностью доказана», утверждали белорусы с экранов телевизоров. Не менее откровенными выглядят и выпады в адрес европейских и международных структур, требовавших от Белоруссии объявить мораторий на применение смертной казни безотносительно к нынешнему процессу. «А вот и казним вам назло», лейтмотивом звучит в пропагандистских роликах.
По мнению эксперта полковника Владимира Бородача, Коновалову известны имена реальных заказчиков. «Я бы вменил ему в вину сокрытие своей роли в данных преступлениях и информации о своих подельниках», заявил он. «Следствие доказало, что преступления 2008 и 2011 годов совершены подготовленной группой лиц, с использованием профессионалов в минно-подрывном деле. Группа имела неограниченные возможности и прикрытие со стороны могущественных людей Беларуси», считает он. При этом, по мнению эксперта, «следствие сделало все, чтобы скрыть следы преступления и ввести народ в заблуждение». Он считает сохранить жизнь Коновалову и Ковалеву – это единственное, что может сделать власть, чтобы скрыть свою причастность к данным взрывам. В противном случае вывод напрашивается сам собой.
Напомним, что сразу после теракта в метро оппозиция обвинила власть в причастности к взрыву. По мнению оппозиционных экспертов, это потребовалось, для того, чтобы отвлечь внимание от сложной экономической ситуации, усилить репрессии и ужесточить формы контроля, ввести поголовную дактилоскопию, оправдать в случае необходимости введение чрезвычайного положения и т.д. Во время взрыва в минском метро погибли 15 человек, порядка 400 пострадали.