Владимир Садовничий и Алексей Руденко пробыли в Таджикистане под арестом восемь месяцев, но могли и восемь лет.
Фото Reuters
Таджикистан под жестким давлением России нашел компромиссный вариант и освободил вчера в зале суда летчиков авиакомпании Rolkan Investments Ltd – россиянина Владимира Садовничего и гражданина Эстонии Алексея Руденко, совершивших вынужденную посадку в Курган-Тюбе. Абсолютного оправдания, как требовала адвокатура, не произошло. Суд не отменил обвинения в незаконном пересечении границы, нарушении правил авиаперевозок и завозе контрабанды, но снизил меру наказания с 8,5 до 2,5 года и вынес решение об освобождении по амнистии. При этом летчики лишились права управлять воздушными судами в течение четырех лет.
Столь резкое изменение судебного вердикта, пусть и под давлением России, по совпадению приступившей к массовой депортации нелегальных таджикских мигрантов, лишь подтвердило подозрения в политизированности судебного процесса над пилотами. «НГ», ссылаясь на информированные источники, уже писала о том, что действия Душанбе могут быть продиктованы банальной местью – несколько лет назад в России по обвинению в распространении наркотиков к девятилетнему заключению была приговорена группа граждан Таджикистана во главе с сыном начальника Таджикской железной дороги Рустамом Хукумовым. Ходатайства Душанбе ни к чему не привели, и, по словам собеседника «НГ», арест летчиков стал ответом таджикской стороны, планировавшей в дальнейшем обменять их на своих. Однако российская сторона объявила летчиков, совершивших 12 марта вынужденную посадку в Курган-Тюбе, невиновными и потребовала немедленного их освобождения.
Но местный суд истолковал ситуацию по-своему и приговорил пилотов к длительному заключению, изумив суровостью приговора даже прокурора. И тогда по некоему совпадению ФМС России выявила сотни нелегальных мигрантов из Таджикистана и предприняла меры, предусмотренные законодательством. Массовая депортация гастарбайтеров, как писала «НГ», реально могла дестабилизировать ситуацию в республике, и «дело летчиков» под личный контроль взял президент Эмомали Рахмон.
Для Душанбе вовсе запахло жареным, когда опять же по совпадению, отрицая какую-либо связь с арестованными пилотами, о несоответствии российским нормам таджикской продукции заявил глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко, попутно выразив опасения в том, что среди нелегалов из Таджикистана немало больных тяжелыми заболеваниями, способными привести к вспышке эпидемии на территории России. И через два дня тот же областной суд Курган-Тюбе, рассмотрев кассационную жалобу, объявил упомянутый выше приговор. Помимо этого служители Фемиды постановили закрыть дело в отношении авиакомпании Rolkan Investments Ltd и приостановить уголовное дело в отношении ее руководителя Сергея Полуянова «в связи с появлением в деле новых объектов». Что за объекты, осталось непонятным, но оглашавший приговор судья оставил в силе конфискацию двух самолетов Ан-72, которыми управляли Садовничий и Руденко, и перевозимый на одном из бортов авиадвигатель.
«Весь сыр-бор разгорелся из-за одного заключенного – Рустама Хукумова», – подтвердил «НГ» лидер таджикской оппозиционной партии «Ватандор» («Патриот») Дододжон Атовуллоев. По его словам, освободив летчиков, в Душанбе все еще не отказались от идеи вызволить его из российской тюрьмы, и не только его: власти Таджикистана намерены обратиться к Москве с предложением перевести всех заключенных граждан республики в таджикские пенитенциарные учреждения. «Трудно сказать, как это будет воспринято в России. Но думаю, что сложности, возникшие из-за ареста летчиков, позади», – сказал Атовуллоев.
Это, однако, не совсем так. В Роспотребнадзоре корреспонденту «НГ» заявили, что озвученные условия не отзываются. «У всех трудовых мигрантов, прибывающих в Россию, должны быть медицинские справки о состоянии здоровья. Это требование к «делу летчиков» никакого отношения не имеет. Точно так же, как требования, предъявляемые нашей организацией к ввозимой из Таджикистана сельхозпродукции», – сказала пресс-секретарь Роспотребнадзора Любовь Воропаева.
Но в экспертных кругах «политическую версию» произошедшего не отменили. «Пересмотр приговора стал компромиссным вариантом решения конфликта, который мог обернуться для Таджикистана дипломатической войной и непопулярными экономическими санкциями», – сказал «НГ» директор Института политических исследований Сергей Марков. По его словам, «компромисс позволил юридической системе Таджикистана сохранить лицо». «Требовать, чтобы они встали на колени, я считаю, неправильно. Государственная система Таджикистана испытывает сильное давление «афганской наркомафии», и не исключено, что она пытается внедрить своих людей в государственные институты Таджикистана. Я полагаю, что Россия вместе с Евросоюзом должна оказать помощь Таджикистану. Конечно, мы бы хотели, чтобы летчиков полностью оправдали, но лучше такой конец, чем продолжение конфликта», – пояснил Марков.
Впрочем, точку в истории ставить, может быть, и рано. Судя по всему, летчики будут добиваться отмены приговора, чтобы получить возможность работать по специальности уже сейчас, а не только через четыре года. «Главное, что я на свободе, а с остальным разберемся потом», – сказал Владимир Садовничий, выходя из зала суда после заседания. Он признался, что очень хочет вернуться домой, и поблагодарил всех, кто помогал и поддерживал его все это время. «Я понял, что Россия со мной, и благодарен президенту, правительству и всем, кто за нас болел», – заявил освобожденный пилот.