В энергетической сфере между Москвой и Ашхабадом разразился очередной скандал. В интервью телеканалу «Россия» заместитель председателя правления «Газпрома» Александр Медведев поставил под сомнение сообщения о колоссальных запасах газа в Туркмении. МИД Туркмении в субботу отреагировал жестко, назвав высказывание Медведева крайне некорректным. Перепалка произошла накануне визита президента Туркмении Гурбангулы Бердымухамедова в Китай, где ожидается подписание крупных газовых контрактов.
Исходя из такого совпадения, туркменские источники обвинили высокопоставленного представителя «Газпрома» в целенаправленной дезинформации с целью повлиять на нежелательный для российской стороны сценарий наращивания туркмено-китайского газового сотрудничества. Реакция МИД Туркмении была хотя и острой, но более сдержанной.
Официальный Ашхабад посчитал, что «подобного рода высказывания со стороны представителя «Газпрома» являются крайне некорректными и носят неуважительный характер по отношению к партнерам по сотрудничеству в энергетической сфере». «Особое непонимание вызывает тот факт, что такая необъективная оценка озвучивается устами профессионала», – говорится в заявлении МИД Туркмении.
Напомним, что в интервью телеканалу «Россия» Александр Медведев сказал, что газ в Туркмении, конечно, есть, но новые месторождения непростые и нуждаются в сложных технологиях добычи и нет еще ни реального аудита газовых запасов, ни отчета о его проведении.
В этой связи МИД напомнил, что 11 октября 2011 года представители международной компании Gaffney, Cline & Associates (Великобритания) провели презентацию итогов второго этапа независимого аудита запасов крупнейших газовых месторождений Туркмении: Южный Иолотань – Осман, Минара и Яшлар. По результатам аудита геологические запасы этой зоны, которая на днях получила название «Галкныш» («Возрождение»), подтверждены в максимальном объеме 26 трлн. 200 млрд. куб. м газа. При этом представителями компании Gaffney, Cline Associates было отмечено, что «оценочные данные могут измениться в сторону их увеличения». МИД Туркмении также высказал предположение, что участившаяся в российских СМИ дезинформация по поводу туркменских ресурсов является болезненной реакцией на независимую энергетическую политику Ашхабада.
Подобные предположения туркменской стороны могут быть связаны с тем, что 22–25 ноября президент Бердымухамедов в ходе визита подпишет с Пекином соглашение об увеличении поставок природного газа до 55–60 млрд. куб. м газа до 2015 года – об этом журналистам сообщил официальный представитель МИД КНР Лю Вэйминь.
Аналитик компании RusEnergy Михаил Крутихин в беседе с корреспондентом «НГ» подтвердил, что независимая и крепнущая энергетическая политика Туркмении раздражает «Газпром». «Относиться серьезно к заявлению Александра Медведева не стоит. Это не первый выпад «Газпрома» в адрес Туркмении и объясняется сложными отношениями компании с этой страной. В апреле 2009 года «Газпром» нарушил контракт по закупкам с Туркменией, перекрыв подачу газа, в результате чего на газопроводе Средняя Азия – Центр-4 произошел взрыв. Требования Ашхабада ликвидировать последствия аварии «Газпром» игнорировал. Когда же Туркмения своими силами отремонтировала трубопровод, то потребовал пересмотра условий соглашения – по объемам, ценам. «Газпром», таким образом, нарушил все соглашения, в том числе межправительственные – модернизировать газотранспортную систему, с тем чтобы увеличить ее пропускную способность, а также построить новый Прикаспийский газопровод, и попал в туркменский черный список. Оттуда и вытекают все нынешние уколы», – сказал «НГ» Крутихин.
Несмотря на напряженные отношения с Ашхабадом, «Газпром» при этом лелеет мечту подключиться к реализации проекта Туркмения–Афганистан–Пакистан–Индия (ТАПИ), сулящего солидную прибыль. Кроме этого, в «Газпроме» вынашивают планы оттянуть газ из Ирана в Пакистан и Индию, чтобы тот не пошел в Европу и не мешал им. «Что же касается заявленных туркменских запасов, которые оцениваются в 26 триллионов кубометров, – это оптимистический вариант. В худшем случае запасы составляют 21 триллион кубометров. Но и этого количества хватит, чтобы удовлетворить потребности Китая, Индии с Пакистаном, Европы и в придачу еще и России. Поэтому говорить о том, что у Туркмении мало газа, – по меньшей мере глупость», – сказал Михаил Крутихин.