Запад уже объявлял Александра Лукашенко диктатором и теперь заговорил о суде над ним.
Фото ИТАР-ТАСС
Председатель Хельсинкской комиссии США, конгрессмен Кристофер Смит выступил с инициативой привлечь президента Белоруссии Александра Лукашенко к ответственности в Международном уголовном суде в Гааге. Для этого он обратился к администрации президента Барака Обамы с просьбой инициировать подготовку обвинения. Заявление Кристофер Смит сделал в Конгрессе на слушаниях, посвященных Белоруссии, которые прошли на днях.
К мыслям о Гаагском суде его подтолкнули рассказы выступившего на заседании экс-кандидата в президенты Белоруссии Алеся Михалевича. Напомним, что политик бежал из страны, как только его выпустили из тюрьмы, куда он был заключен сразу после президентских выборов. Михалевич одним из первых заключенных заговорил о пытках в белорусских тюрьмах. В Вашингтоне Михалевич не поскупился на душераздирающие рассказы о том, что политических заключенных в Белоруссии выводят раздетыми на улицу в холодное время, заставляют часами стоять у стены почти в шпагате, спать под прямыми лучами света и т.п.
Услышанное вызвало у Смита ассоциации с событиями в Югославии и дальнейшими процессами над Милошевичем, Младичем и Караджичем. Из наблюдений за ними он сделал вывод о том, что «эти головорезы боятся возможности быть привлеченными к ответственности». Конгрессмен считает процесс над Лукашенко вполне реальным. По его мнению, уже сама инициатива Международного суда могла бы повлиять на белорусского президента.
Интересно, что в эти же дни о пытках в Белоруссии шла речь и в Женеве, где проходило заседание Комитета ООН по правам человека.
С отчетом о выполнении Конвенции ООН о запрете пыток и других видов жестокого и бесчеловечного обращения, подготовленным правительством Белоруссии, там выступил представитель страны при отделении ООН Михаил Хвостов. Альтернативный доклад представил бывший политзаключенный Андрей Бондаренко. Разумеется, картины были представлены совершенно различные.
Тема о международном уголовном преследовании Александра Лукашенко поднимается не впервые. О Гаагском трибунале ему напоминал министр иностранных дел Польши Радек Сикорски. «У него есть выбор: либо демократия, либо Гаага», – написал он в своем блоге в Twitter после того, как в ЕС минувшим летом ввели санкции против трех компаний, приближенных к властям Белоруссии.
Кристофер Смит возмутился состоянием прав человека в Белоруссии. Фото с сайта www.chrissmith.house.gov |
Весной этого года сообщалось о том, что в Голландии появилась независимая организация «Белорусский трибунал», активисты которой собирают материалы для привлечения Лукашенко к ответственности в европейских судах. Тогда же о своей готовности инициировать частное судебное расследование в отношении Александра Лукашенко на страницах The Independent заявила британская юридическая фирма H2О Law. В сентябре другая британская юридическая фирма McCue & Partners изъявила желание представлять интересы жертв пыток и членов их семей. Специалисты компании утверждали, что судебное разбирательство против белорусского президента может инициировать любая страна, которая ратифицировала Конвенцию против пыток. Комментируя подобные инициативы, руководитель президентской пресс-службы Павел Легкий заявил, что подобные «затеи» – это не более чем «пиар-акция господ юристов», которые решили воспользоваться славой Александра Лукашенко и остротой ситуации. «Перспективы у этой затеи – нулевые», – считает он.
Белорусские юристы такой оптимизм представителей власти не разделяют. Известный правозащитник Гарри Погоняйло утверждает, что такие процедуры «могут выдвигаться и обеспечиваться». Если доказательный материал будет собран, жалоба подготовлена и направлена в суд, то он будет ее рассматривать, утверждает он. Еще один белорусский правозащитник Олег Волчек отмечает, что и с доказательной базой проблем не будет, так как ее сбором занимаются «известные адвокаты, имеющие международный опыт работы». По его словам, они встречались с бывшими политзаключенными и их родственниками. Он также утверждает, что международное законодательство содержит механизмы для начала такого процесса. «Это одна из форм защиты прав человека: если национальное законодательство не позволяет жертвам защитить себя, то действует международное право», – утверждает Волчек.
Правда, и среди независимых экспертов есть скептики, которые в перспективу международного преследования Лукашенко частными компаниями или отдельными государствами не верят. «Юридическая перспективность этого дела крайне невелика в силу того, что взаимоотношения между государствами строятся на основе уважения к суверенитету», – считает эксперт Роман Яковлевский. «Иск могут принять в случае выполнения всех юридических процедур, но скорее всего такой иск будет отклонен», – полагает политолог Юрий Чаусов. По его мнению, международная юрисдикция может быть использована в делах, касающихся насильственного исчезновения людей, что тоже имело место в Белоруссии в 90-х годах. Инициировать такие разбирательства могут родственники исчезнувших, если они находятся на территории государств, где можно подавать такие иски. Инициаторами также могут выступать ООН или ОБСЕ.
Минск