Центральная избирательная комиссия Республики Южная Осетия огласила окончательные результаты первого тура президентских выборов, состоявшегося 13 ноября с.г. Большинство голосов избирателей республики получили глава МЧС Анатолий Бибилов (24,86%) и экс-министр образования Алла Джиоева (24,8%). 27 ноября состоится второй тур выборов президента Южной Осетии.
Успех Аллы Джиоевой в первом туре выборов главы РЮО стал политической сенсацией. В беседе с корреспондентом «НГ» Андреем СЕРЕНКО она пообещала в случае избрания на президентский пост начать в республике серьезные политические реформы, чтобы сделать Южную Осетию по-настоящему состоявшимся государством.
– Алла Алексеевна, как вы оцениваете итоги первого тура президентских выборов?
– Несмотря на мощный административный и финансовый ресурс моего соперника, на использование им тяжелой российской политической артиллерии, мы, моя команда, несомненно, победили. Хотя это было не просто, учитывая грязные технологии, использовавшиеся в первом туре и которые, наверняка, будут использованы и 27 ноября. Я имею в виду, прежде всего, махинации со списками избирателей. Их точное число на самом деле неизвестно. Тем более, что продолжается интенсивная раздача гражданских паспортов РЮО в ускоренном порядке. Например, в Цхинвальском районе паспорта выдавались вплоть до 23.00 накануне дня голосования.
Сегодня республиканские власти отказываются предоставить информацию о том, сколько новых паспортов было выдано за последнее время. По имеющейся у меня информации, к 13 ноября было выдано свыше 4 тыс. паспортов граждан РЮО образца 2011 года. Таким образом, нельзя исключать появления ко второму туру выборов «новых» избирателей. Для сравнения – в первом туре выборов приняли участие чуть больше 24 тыс. избирателей. Явка была очень хорошей.
– Чем ваша предвыборная программа отличается от политической программы вашего основного оппонента Анатолия Бибилова?
– Я считаю необходимым сосредоточиться на нескольких ключевых задачах, без решения которых невозможно рассчитывать на позитивные перемены в Южной Осетии. Во-первых, это масштабная реформа всей политической системы, в частности, изменение системы избрания национального парламента. Сегодня наш парламент выбирается по партийным спискам, хотя партийная система в РЮО не состоялась, она не отражает политических настроений населения республики. Я, как и большинство моих земляков, считаю необходимым перейти к мажоритарному принципу формирования парламента, голосовать за конкретных людей, а не за партийные бренды, за которыми реальных людей не видно.
Политическая реформа должна помочь преодолеть кризис в судебной системе и в органах прокуратуры, в органах местного самоуправления. Суды и прокуратура сегодня скомпрометировали себя. Необходимо сделать практикой утверждение в должностях судей решением парламента страны, а также обеспечить выборность прокуроров населением. Только так можно преодолеть растущий разрыв между властью и народом в республике.
Вторая задача – реализация социальной программы. Она предполагает радикальное изменение к подходам использования финансово-экономической помощи из России. Я россиянка не только по паспорту, но и по духу, поэтому высоко оцениваю помощь, которую оказывает народу Южной Осетии Российская Федерация. И у меня возникает вопрос, почему при таких колоссальных российских вложениях в РЮО, отдача от них минимальна. Такая ситуация ненормальна и нетерпима. Я выступаю за такую социальную политику в республике, которая делала бы российскую помощь результативной. В противном случае мы компрометируем и национальную социальную политику, и политику российской помощи.
Наконец, я настаиваю на практической реализации принципа ответственности власти. Если я буду избрана президентом республики, то уже через год поставлю вопрос о доверии перед народом, который должен будет дать оценку работы главы государства и правительства.
– Анатолий Бибилов, позиционирующий себя в качестве «кремлевского кандидата», идет на выборы с лозунгом объединения Северной и Южной Осетии в составе РФ. Ваше отношение к идее вхождения РЮО в состав России?
– Вековая мечта осетинского народа о воссоединении неоспорима. Но реализация этой мечты предполагает учет мнения российских политиков. Я внимательно слушала высказывания Путина и Медведева по вопросу о перспективах вхождения Южной Осетии в состав РФ и вижу, что единой позиции в Москве на этот счет нет. Во всяком случае, российский президент открыто заявил, что не видит в настоящее время политико-правовых предпосылок для включения РЮО в состав России.
На нынешнем этапе я вижу для себя главной задачей подготовку социально-экономических и политических условий для того, чтобы воссоединение осетинского народа состоялось. И наша главная цель сегодня – сделать Южную Осетию по-настоящему состоявшимся государством.