Объем газа, идущего через Украину в ЕС, уменьшится.
Фото ИТАР-ТАСС
В ближайшие дни Верховная Рада Украины может открыть путь к разделению национальной компании «Нафтогаз» на отдельные юридические структуры по видам деятельности. Соответствующий законопроект правительство зарегистрировало в день, когда был сдан в эксплуатацию газопровод «Северный поток». Открытие нового, альтернативного украинскому маршрута транспортировки газа в Европу окажет влияние на украинско-российские переговоры по созданию газового консорциума, уверены в Киеве.
Эксперт энергетических программ Центра Разумкова Сергей Дяченко сказал «НГ», что на данном этапе планируется переориентировать часть поставок, ранее осуществлявшихся по украинской газотранспортной системе (ГТС), на новый маршрут.
«Ведь «Северный поток» изначально создавался для транспортировки газа, добытого на Штокмановском месторождении. Но поскольку работы на нем затормозились, а газопровод уже создан, российская сторона отберет часть газа с украинского маршрута. Белорусский транзит, как было заявлено, останется в прежних объемах», – пояснил он.
По словам эксперта, в последние годы Украина в среднем транспортировала около 100 млрд. куб. м российского газа в Европу, зарабатывая на транзите примерно по 3 млрд. долл. в год. «Правда, часть средств – где-то на уровне 500 миллионов долларов в год – Украина получила заранее, авансом», – уточнил он.
С запуском «Северного потока» объем транспортировки российского газа по украинской ГТС может снизиться на 5–10%, считает директор Института энергетических исследований Дмитрий Марунич. Он отметил, что новый маршрут не может полностью заменить украинское направление. Хотя проектная мощность «Северного потока» составляет около 55 млрд. куб. м в год, но на 2012-й подписаны контракты на поставку по новому направлению около 25 млрд. куб. м. Как сообщают украинские СМИ со ссылкой на источники в Минэнерго, это будет означать потерю «Нафтогазом» примерно 700 млн. прибыли от транзита за год.
«Но даже на открытии нового маршрута говорилось о том, что Европа в ближайшие годы существенно увеличит потребление газа. Им придется чем-то замещать атомную энергетику. На перспективу европейцы делают ставку на возобновляющиеся источники энергии, но пока главным энергоносителем останется, видимо, газ. И поэтому украинская ГТС может вскоре восстановить свое значение», – сказал Дяченко.
Другой эксперт по энергетическим вопросам Валентин Землянский подчеркнул сохраняющееся преимущество украинского маршрута транспортировки: наличие хранилищ газа, позволяющих гибко регулировать давление в периоды пиковых нагрузок потребления. Как известно, в Украине при СССР были построены 13 подземных хранилищ, объединенных в четыре комплекса – Западноукраинский, Южноукраинский, Киевский и Донецкий. Они позволяют накопить свыше 30 млрд. куб. м газа, что удобно и поставщику, и потребителям: в летний период низкого потребления газ планомерно закачивается в хранилища, а осенью–зимой этот объем позволяет с легкостью компенсировать увеличивающиеся потребности. «Транспортировка по украинскому маршруту может быть снижена на определенный период даже до 60–70 миллиардов кубометров в год, но от этого направления полностью не откажутся никогда», – уверен Землянский.
Эксперты в Киеве отмечают также, что «Северный поток» ориентирован на северную часть Западной Европы, а по украинской территории проходит газ, предназначенный для потребления в других регионах ЕС. Дмитрий Марунич считает, что гораздо сильнее по украинским интересам ударило бы строительство «Южного потока», способного взять на себя до 40% транзита. Но этот проект пока остается в подвешенном состоянии.
Валентин Землянский не исключает, что российская сторона сейчас задействует все рычаги влияния, чтобы убедить ЕС в необходимости финансирования «Южного потока» и предоставления ему статуса приоритетного, что позволило бы обойти европейские требования о разделении добычи, транспортировки и поставки газа. Другие эксперты в связи с этим отмечают, что Россия сейчас не только не пойдет на те уступки в газовых переговорах, которых Киев ожидает уже в ноябре, но может даже ужесточить позицию, чтобы продемонстрировать Европе кризисный характер украинско-российских газовых отношений и, следовательно, ненадежность существующего транзитного маршрута.
«Как бы то ни было, но можно сказать, что запуск «Северного потока» серьезно повлияет на переговоры относительно консорциума», – уверен Сергей Дяченко. Хотя официально украинские чиновники ситуацию не комментируют, но в беседах без записи допускают, что Киеву придется согласиться на условия «Газпрома». «Обсуждались разные варианты распределения долей в СП по управлению ГТС. Украинская сторона ранее настаивала на том, чтобы в ее распоряжении оставалось 40–50% акций, а два пакета по 30–25% получили бы «Газпром» и, например, Европейский банк реконструкции и развития или другая межгосударственная структура, никак не связанная с «Газпромом». Потом речь шла о другом варианте: 40%+1 акция – Украине, 40%–1 акция – «Газпрому» и еще 20% – европейской коммерческой структуре, которая, скажем так, тесно сотрудничает с российской монополией», – сказал «НГ» информированный источник. Он уточнил, что все варианты пока считаются предварительными, окончательной договоренности ни по одному из них нет.
Но о том, что украинско-российские переговоры близятся к завершению, в Киеве судят исходя из внесенного правительством в Верховную Раду законопроекта о реорганизации «Нафтогаза». Разделение компании на отдельные структуры по видам деятельности позволит выделить транспортную составляющую, что создаст условия для новой формы управления ГТС. Некоторые эксперты и политики в Киеве утверждают, что это делается, чтобы открыть дорогу к учреждению консорциума, в котором заинтересована российская сторона. Однако Сергей Дяченко заверил, что прямой связи нет: «Обязательство реорганизовать «Нафтогаз» Украина взяла перед Евросоюзом. Хотелось бы, чтобы реформа проводилась прозрачно, в интересах народа Украины, а не под давлением внешних обстоятельств. Но как она будет проводиться – никто пока не знает».
Директор энергетических программ центра «Номос» Михаил Гончар уверен, что реорганизация не состоится в ближайшее время. В ходе круглого стола, организованного на днях Институтом Горшенина, он отметил: «Реформирование «Нафтогаза» не происходит, поскольку между конкурирующими олигархическими группами нет четких договоренностей, утвержденных на самом высоком уровне, о том, кому что достанется».
На фоне проблем, вызванных высокой стоимостью российского газа, финансовыми проблемами «Нафтогаза» и ожидаемым ухудшением ситуации из-за переориентации транзитных потоков, украинская ситуация играет на руку «Газпрому», уверены эксперты. Они отмечают, что в таком контексте «Северный поток» стал сильным козырем, позволяющим российской стороне в газовых переговорах настоять на серьезных уступках Украины, которые, возможно, выйдут за рамки газовой сферы.
Киев