Эмомали Рахмон и Ислам Каримов по-разному смотрят на водную проблему региона.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Отношения Узбекистана с Таджикистаном в очередной раз обострились из-за строительства Рогунской ГЭС. Ташкент недоволен тем, что Душанбе, не дожидаясь результатов международной экспертизы, собирается перекрыть реку Вахш и приступить к строительству плотины. А это, утверждает узбекская сторона, может привести к техногенной катастрофе.
В Душанбе утверждают, что на Рогуне ведутся всего лишь ремонтно-строительные работы. Между тем источник в МИД Узбекистана заявил «НГ»: «Прикрываясь разговорами о восстановительных работах, Таджикистан без квалифицированных кадров пытается самостоятельно завершить строительство крупнейшей ГЭС. Такой поверхностный подход вызывает серьезные опасения по поводу возможных катастрофических для всего региона последствий».
По словам собеседника, затраченные средства на проведение так называемых восстановительных работ указывают на то, что строительство Рогунской ГЭС идет полным ходом. Согласно только открытым данным, «ремонт» обошелся бюджету Таджикистана в 150 млн. долл. В нынешнем году на объект истрачено еще 191 млн. долл. А в проекте бюджета на 2012 год для Рогуна заложено еще 223 млн. долл. Также известно, что на строительной площадке заняты около 5 тыс. человек. По словам узбекского дипломата, все эти цифры слишком велики для восстановительных работ. «Лидеры многих стран мира отказываются от проектов, представляющих огромный риск. Землетрясение и цунами в Японии заставили взглянуть на эту проблему по-новому», – заявил собеседник, добавив, что власти Узбекистана приветствуют волевые решения лидеров ведущих стран, которые отказались от строительства крупных плотин и энергообъектов, способных нанести ущерб человечеству, и надеются, что «эти решения послужат примером для президента Таджикистана Рахмона».
В Душанбе, в свою очередь, заявляют, что придерживаются договоренностей, заключенных с Всемирным банком, и не собираются перекрывать русло реки Вахш – притока Амударьи – без окончательных результатов международной экспертизы, которые будут представлены в будущем году. На днях правительство Таджикистана выступило с заявлением, в котором указало, что «в СМИ ряда стран региона муссируется искаженная информация о строительстве Рогунской ГЭС». В заявлении отмечается, что позиция Таджикистана остается неизменной: «Реализация гидроэнергетических проектов, и в первую очередь достройка Рогунской ГЭС, осуществляется с учетом общенациональных и региональных интересов, и в этом вопросе Таджикистан готов к тесному сотрудничеству с соседями».
Проект Рогунской ГЭС с самой высокой в мире плотиной (335 метров) и водохранилищем в 13 куб. км воды был разработан ташкентским институтом «Гидропроект» в середине 70-х годов прошлого века и с тех пор, по утверждению экспертов, не пересматривался. Против реализации проекта в период перестройки выступили ряд таджикских партий, интеллигенция и старейшины Гармской группы районов, где начиналось строительство – именно в этих местах находятся священные и святые места, которые по проекту должны были уйти под воду. Вернулись к строительству Рогуна в 2004 году. При отсутствии инвесторов президент Эмомали Рахмон решил реализовать проект собственными силами.
«Проект Рогунской ГЭС слишком политизирован. А политические проблемы со временем перерастают в экономические, затрагивая все жизненные сферы, – сказал «НГ» эксперт Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Поволжья Института востоковедения РАН Азиз Ниязи. – Вода, как и воздух, ценность номер один и принадлежит всему человечеству. Надо дождаться экспертизы ВБ и решить проблему в общих интересах».
По мнению немецкого эксперта по Центральной Азии Беаты Эшмент, решение проблемы Рогуна на двусторонней узбекско-таджикской основе сейчас невозможно, исходя из тех реалий, которые сложились в регионе: обе стороны правдами и неправдами готовы отстаивать свои интересы и вряд ли сдадут их даже после обнародования итогов экспертизы Всемирного банка. «Проблема видится очень острой, так как любая из сторон может почувствовать себя ущемленной и не признает вердикт ВБ», – сказала Эшмент в ходе круглого стола «Распределение водных ресурсов Центральной Азии», состоявшегося на днях в Институте востоковедения РАН. Она предлагает использовать опыт Европейского союза, который смог урегулировать аналогичные конфликтные ситуации на трансграничных реках путем создания и работы специальной многосторонней комиссии. По ее словам, Речная комиссия ЕС успешно работает на Рейне, Мозеле, Шельде, Дунае. Беата Эшмент напомнила, что Комиссия ЕС еще в 2002 году выступила с инициативой по урегулированию водных проблем в Восточной Европе, на Кавказе и Средней Азии и предложила странам этих регионов создать при финансовой поддержке ЕС единые региональные энергетической системы. Такой шаг, по словам Эшмент, позволил бы значительно снизить напряженность.