Мишлен Кальми-Рей сделала Михаилу Саакашвили предложение, от которого он не мог отказаться.
Фото Reuters
Президент Швейцарии Мишлен Кальми-Рей, завершив в воскресенье в подмосковных Горках переговоры с президентом РФ Дмитрием Медведевым по поводу вступления России в ВТО, в понедельник выехала в Батуми для окончательного согласования позиций с президентом Грузии Михаилом Саакашвили. Эксперты конкретизируют: за официальным согласием грузинского лидера. В пользу этого говорит и заявление МИД Франции, в котором выражается удовлетворение завершением грузино-российских переговоров по вопросу вступления России в ВТО.
Позиция Грузии с недавнего времени оставалась последним препятствием на пути России в ВТО. Тбилиси настаивал, чтобы Москва обеспечила возможность контроля абхазского и югоосетинского участков межгосударственной границы грузинскими специалистами.
Для России, признавшей суверенитеты Абхазии и Южной Осетии, это было неприемлемо. Также неприемлемым виделся вариант с присутствием на этих участках международных наблюдателей, предложенный Грузией в качестве альтернативы. Российская сторона была согласна лишь на обмен электронными средствами информации о грузах, пересекающих абхазскую и югоосетинскую границы. Грузинская сторона, в свою очередь, считала это недостаточным и как могла сопротивлялась даже давлению своих западных покровителей, заинтересованных во вступлении России в ВТО. Так, из Тбилиси ни с чем уезжали такие фигуры, как вице-президент США Джо Байден и президент Франции Николя Саркози, советовавшие Москве «найти общий язык с Тбилиси напрямую».
На таком фоне заявления представителей российской власти о скором решении вопроса вызывали недоумение и сопровождались едкими комментариями представителей грузинской власти. Однако, как выясняется сегодня, уверенное заявление министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова о том, что Россия до конца года обязательно вступит в ВТО, сделанное им несколько месяцев назад, было куда более ближе к истине, нежели клятвы грузинских лидеров «не пущать», пока их условия не будут выполнены Москвой.
В последнем варианте соглашения, который Мишлен Кальми-Рей повезла в Батуми на «подпись» Саакашвили, ничего сенсационного нет. В нем по-прежнему фигурирует готовность России делиться с Грузией электронной информацией о грузах, пересекающих границы Абхазии и Южной Осетии с российской стороны, и упоминается мониторинг этих участков международными организациями. То есть условия, которые отвергались то одной стороной, то другой, теперь оказались приемлемыми для обеих.
Помощник президента РФ Аркадий Дворкович в понедельник днем заявил журналистам, что накануне Дмитрий Медведев и Мишлен Кальми-Рей обсудили все «нюансы, касающиеся документов, необходимых для завершения переговоров», и «с рядом наших уточняющих вопросов президент Швейцарии... в ближайшие часы будет обсуждать с президентом Грузии». «Надеемся услышать результаты этих консультаций в самое ближайшее время... Если не будет никаких серьезных изменений в позициях, есть серьезные шансы завершить этот процесс в самое ближайшее время», – сказал Дворкович. По его словам, уже 11 ноября может состояться заседание рабочей группы, а «15 декабря на министерской встрече может завершиться процесс вступления России в ВТО, после этого еще понадобится ратификация».
Официальный Тбилиси наметившееся окончание переговоров расценил как успех грузинской дипломатии, усилиями которой Абхазия и Южная Осетия перестанут быть «оторванными от Грузии ломтями», ибо на границах начнут работать международные структуры. Секретарь Совета национальной безопасности Гига Бокерия, комментируя Financial Times происходящее, отметил, что прием России в авторитетную международную организацию полезен и тем, что она вынуждена будет жить по еще одному своду правил цивилизованного мира, а потому «и нам с ней будет легче находить общий язык». Он признал, что «переговоры по ВТО были неподходящей площадкой для попыток дать обратный ход оккупации 20% территории Грузии Россией».
Известный грузинский эксперт по вопросам экономики Гия Хухашвили в противовес властям не склонен преувеличивать для Грузии происходящее. Скорее наоборот. По его словам, согласие грузинской стороны на вступление РФ в ВТО объясняется глобальным интересом к этому вопросу. «Запад, заинтересованный в членстве России в ВТО больше, чем сама Россия, додавил Грузию. По сути, наши власти согласились на ту формулу, которую Москва предлагала еще год назад, – обмен информацией. Что касается мониторинга границы иностранными специалистами, то эта часть прописана в общих чертах, о ней не говорится четко, а потому похоже, что этим предложением участники переговоров попросту помогли грузинским властям сохранить лицо», – сказал «НГ» Хухашвили. По мнению эксперта, грузинская дипломатия сработала плохо, потому как можно было предъявить в качестве условий для вступления в ВТО какие-то другие вопросы, не такие заведомо нерешаемые и заводившие переговоры в тупик. «Можно было попытаться добиться согласия России по каким-то гуманитарным вопросам в отношении Абхазии и Южной Осетии. Можно было попробовать заручиться ее согласием не политизировать, скажем, вопросы, связанные с торговлей», – заявил «НГ» Гия Хухашвили. Говоря об этом, эксперт подразумевал допуск грузинской продукции на российский рынок. «Я не согласен с утверждением о необратимости возвращения грузинских вин и минеральных вод на российский рынок после вступления России в ВТО. Объявляя эмбарго, Москва четко объяснила причины: фальсификация, несоответствие качества. И ни одна организация в мире не вынудит ее принимать некондиционную продукцию из Грузии. Поэтому необходимо было договариваться о недопущении политизации подобных вопросов, что, конечно, не снимает нашей ответственности за качество экспортируемых товаров», – сказал «НГ» Хухашвили.
Эксперт выразил уверенность, что вопрос со вступлением России в ВТО можно считать закрытым – Мишлен Кальми-Рей прибыла в Грузию получить официальное согласие Михаила Саакашвили. «Конечно, наш президент способен на неожиданные действия, но сейчас не тот случай – проблема решена на высоком мировом уровне», – заявил «НГ» Гия Хухашвили.