Зимой жителям Таджикистана приходится готовить пищу на огне.
Фото PhotoXPress.ru
Первые объемы электроэнергии, выработанные на Сангтудинской ГЭС-2 в Таджикистане, дошли до Афганистана. Вчера премьер-министр Таджикистана Акил Акилов и вице-президент Афганистана маршал Мухаммад Касым Фахим ввели в эксплуатацию ЛЭП Сангтуда–Пули-Хумри. По мнению экспертов, сотрудничество двух стран вписывается в общую стратегию по возрождению Великого Шелкового пути, поддерживаемую Вашингтоном.
Афганистан в осенне-зимний период будет получать электроэнергию в небольших объемах – 45 млн. кВт-ч. Незначительный показатель объясняется тем, что Таджикистан зимой сам испытывает дефицит электричества. В полном объеме – 300 МВт – экспорт электроэнергии по новой ЛЭП Душанбе начнет весной, а сам договор о поставках продлится до 2015 года.
После чего договор будет пересмотрен в сторону увеличения объемов экспорта. Соответствующее соглашение, по сообщению агентства «Авеста», было достигнуто накануне в ходе переговоров президента Таджикистана Эмомали Рахмона с вице-президентом Афганистана Мухаммад Касым Фахимом.
Напомним, переток таджикского электричества в соседний Афганистан должен был начаться еще в августе этого года. Но запуск ЛЭП с оговоркой «по техническим причинам» постоянно переносился. По некоторым данным, узбекские энергетики поставили афганские власти перед выбором – в случае если начнутся поставки таджикской электроэнергии по новой линии, Узбекистан откажется экспортировать свою электроэнергию в Афганистан в нынешний зимний период. Поэтому афганская сторона требовала гарантийных поставок таджикской электроэнергии круглый год, с чем был не согласен официальный Душанбе. Сегодня, по словам министра энергетики и водоснабжения Афганистана Мухаммад Исмаилхана, все вопросы решены, «никакой отрицательной реакции со стороны Узбекистана не последовало». «Электроэнергия – это товар, который охватывает новые рынки. Это поле для конкуренции и бизнеса», – подчеркнул глава энергетического ведомства Афганистана.
С ним согласен директор Центра стратегических исследований Таджикистана Сухроб Шарипов: «Это нормальная экономическая конкуренция. Несмотря на небольшие объемы поставок, покупать таджикскую электроэнергию выгоднее из-за цены. Стоимость одного киловатта для Афганистана составит 3,5 цента, тогда как цена узбекской электроэнергии составляет 7,5 цента», – сказал эксперт». По его словам, у Таджикистана есть перспективы стать одним из основных игроков на этом поле и занять обширное географическое пространство – поставлять электричество не только в Афганистан и Пакистан, но и в Юго-Восточную Азию – Индию, Китай, и на север – в Казахстан и Россию. «Энергетический потенциал Таджикистана оценивается в 527 миллиардов киловатт-часов. Сегодня республика использует только 5%, то есть 25 миллиардов киловатт-часов. «Даже если мы через 10 лет сможем использовать лишь 20% от возможного потенциала, то и это превратит Таджикистан в серьезного экспортера электроэнергии. Республика получит мощный толчок для экономического развития в целом, и у нее появится шанс выйти из списка беднейших стран мира. Мы ожидаем доходы от экспорта электроэнергии на ближайшие пять лет в размере 300–500 миллионов долларов. Благодаря этому Таджикистан откажется от помощи МВФ и других международных институтов и сможет самостоятельно развивать экономику», – сказал «НГ» Шарипов. Эксперт также напомнил, что ЛЭП Сангтуда–Пули-Хумри – только начало «большого энергетического пути Таджикистана». На очереди реализация проекта CASA-1000, предусматривающего переток таджикской и киргизской электроэнергии в Пакистан через Афганистан.
Сотрудничество Таджикистана с Афганистаном вписывается в стратегию по возрождению Великого Шелкового пути, которую поддерживает Вашингтон и которая направлена на углубление экономических связей между странами Южной и Центральной Азии. Авторы стратегии возрождения Великого Шелкового пути считают, что экономику Афганистана необходимо интегрировать в региональную, придать этому государству важные транзитные функции – и это обернется благом для всей Центральной Азии.
Спецпредставитель США по Афганистану и Пакистану Марк Гроссман сказал журналистам, что «идея нового Шелкового пути – это путь экономического развития и процветания важного региона, простирающегося от Центральной Азии до Нью-Дели». По его словам, «план возрождения Шелкового пути предусматривает соединение энергетических и транспортных линии Центральной и Южной Азии, в том числе через линии электропередачи CASA-1000, газовых трубопроводов, автомобильных и железных дорог». Посетившая на днях Таджикистан госсекретарь США Хиллари Клинтон также говорила, что «США поддерживают проект нового Шелкового пути, который подразумевает создание системы торговых путей для обмена ресурсами, товарами и технологиями в регионе». «Мы также поддерживаем проект создания интегрированной энергосети на границе Таджикистана с Афганистаном. Все эти проекты помогут достигнуть экономического развития в стране», – убеждена Клинтон. Кстати, международная конференция под патронажем США, которая состоится 2 ноября в Стамбуле, будет во многом посвящена вопросам экономического возрождения Афганистана.
Однако, по мнению ряда экспертов, реализовать упоминавшуюся стратегию будет достаточно сложно, поскольку в регионе нет единой инфраструктуры, действуют высокие таможенные пошлины. Ситуация усугубляется острыми взаимоотношениями между некоторыми странами региона. Все это негативно отражается на налаживании прочных экономических связей между странами.