Вчера Европарламент рассмотрел принципиально важную для Украины резолюцию. В Киеве ее проект появился накануне. Оппозиция и власть совершенно по-разному комментировали содержание резолюции и позицию ЕС.
Руководитель Института украинской политики Константин Бондаренко, ознакомившись с документом, рассказал «НГ» о главных пунктах. «Европейцы разграничили претензии, связанные с уголовными делами против лидеров оппозиции, и стратегическую линию на евроинтеграцию Украины. В документе об этом четко сказано. Разведение двух направлений позволило внести пункт о продолжении переговоров относительно парафирования до конца года соглашения об ассоциированном членстве Украины в ЕС», – сказал он.
Более того, как уточнил вчера руководитель Департамента информационной политики МИД Украины Олег Волошин, европейская сторона согласилась зафиксировать в документах пункт о перспективе полноправного членства Украины в ЕС. Как известно, две недели тому назад именно этот вопрос осложнил переговорный процесс. Как сообщили «НГ» информированные источники, украинская сторона настаивала на внесении в документы этого пункта, а также на дате рассмотрения вопроса – через 10 лет. Европейцы категорически отказывались формализовать отношения таким образом. «Резолюция Европарламента фиксирует, что как раз европейскую перспективу Украина имеет», – сказал Волошин.
По словам представителя МИДа, вчера был решен еще один важный вопрос – о визите президента Виктора Януковича в Брюссель. На прошлой неделе переговоры были отменены, после чего у многих экспертов возникли сомнения, что состоится и планировавшийся ранее на декабрь саммит Украина-ЕС. Олег Волошин сообщил, что новая дата визита Януковича еще не определена, но планируется, что его переговоры с руководством ЕС состоятся до момента проведения саммита. Политолог Бондаренко видит в этом сразу два положительных момента: «Саммит состоится – это точно. И, значит, документы о евроинтеграции Украины, как ранее планировалось, будут подписаны в декабре».
Управляющий директор департамента ЕС по вопросам Восточного партнерства Мирослав Лайчак в интервью украинскому «5 каналу» подтвердил, что период сумятицы в отношениях Украины и ЕС, начавшийся после ареста экс-премьера Юлии Тимошенко в августе, завершается. Страны ЕС пришли к согласию относительно скорейшего сближения с Украиной. «Переговоры идут долго, почти четыре года. Все, что я могу сказать: у нас, у Евросоюза есть стремление, желание и цель не затягивать этот процесс», – сказал еврочиновник. Он отметил, что ЕС будет и дальше отслеживать процессы в Украине, но четко разграничивать стратегию и тактику действий.
Представители украинской оппозиции уверены: ЕС стремится интегрировать Украину, чтобы не дать ввести ее в орбиту Русского мира, однако может применить санкции по отношению к тем украинским чиновникам, которые, по мнению европейцев, нарушают основополагающие принципы демократии, прав и свобод человека. На днях один из лидеров Блока Юлии Тимошенко, экс-вице-премьер Григорий Немыря сообщил украинским СМИ, что, по его информации, ЕС и США готовятся ввести санкции против отдельных украинских политиков, чиновников, судей и членов их семей. Он также отметил, что проблемы на Западе могут возникнуть у крупнейших украинских олигархов, сделавших ставку на президента Януковича. Вчерашнюю резолюцию Немыря счел небывало жесткой.
В документе, который получили украинские политики, действительно содержались пункты с требованием допустить Юлию Тимошенко к парламентским выборам 2012 года, что, как писала «НГ», возможно только при условии снятия судимости. Кроме того, европейцы отдельно задали вопрос о других представителях оранжевой команды, которые тоже находятся в следственных изоляторах, в частности, об экс-главе МВД Юрии Луценко. Поэтому представители оппозиции уверены, что власть рано радуется: евроинтеграция планируется для страны, а не для команды Януковича.
Лидер общественной организации «Европейский дом» Павел Грицак, комментируя ситуацию, сказал «НГ», что ЕС до вчерашнего дня пребывал в растерянности относительно Украины: «Украина им напоминала поезд, сошедший с рельсов. Они готовы были помочь ему вернуться на пути, но только в том случае, если увидели бы наше желание что-то сделать для этого. И в этом контексте следует отметить работу украинских дипломатов: после ряда резких выпадов в адрес ЕС, сделанных государственными лидерами, сложно представить, через какие тернии пришлось пройти сотрудникам МИДа, чтобы восстановить диалог».
С другой стороны, европейские лидеры не могли махнуть рукой на дело Тимошенко, но не могли и захлопнуть дверь перед Украиной из-за этого судебного процесса. И в том, и в другом случае рядовые европейцы не поняли бы и не приняли бы действия своих политиков. «Наконец найден мудрый выход из ситуации: Европа решила приближать к себе Украину, поскольку это единственный способ демократизировать крупную страну, расположенную на границах ЕС. Они, видимо, надеются, что такой шаг оценят те 60% рядовых граждан Украины, которые однозначно выступают за европейский вектор во внешней политике. От этих людей, от их дальнейшего выбора зависит и новый состав власти в Украине, и внутренняя политика страны в будущем», – пояснил эксперт.