Дмитрий Медведев и Виктор Янукович обсудили все, но решения обещали принять позже.
Фото РИА Новости/Reuters
Вчера стало известно, что ранее планировавшийся на 19–20 октября визит президента Украины в Брюссель не состоится. Тональность заявлений Виктора Януковича и его соратников относительно беспокоящего Европу дела Тимошенко тоже разительно изменилась. Эксперты предполагают, что команда украинской власти на ходу меняет вектор внешней политики, переориентируясь на объединения во главе с Россией, но в итоге может оказаться в новом тупике.
По официальным итогам состоявшейся вчера в Донецке встречи президентов Януковича и Медведева пока нельзя судить о переменах во внешней политике. Начавшаяся в обеденное время встреча глав государств с глазу на глаз длилась около часа, после чего они направились к участникам второго экономического форума.
Хотя по официальной версии Янукович и Медведев не касались тем приговора Тимошенко и газовых контрактов, но источник «НГ», близкий к переговорам, утверждает, что эти темы стали главными в неформальной беседе. «Насколько мне известно, обсуждались варианты сотрудничества Украины с Таможенным союзом, но о вступлении речь не шла. Медведев еще раз рассказал Януковичу о выгодности участия в этом межгосударственном проекте», – сказал он.
Еще один чиновник в Киеве пояснил, что Украина пока не отказалась от евроинтеграции, но уже поглядывает в другую сторону: «С одной стороны, наш президент раздражен тем, как с ним общаются в Брюсселе – забыв о политкорректности, диктуют главе независимого государства нарушение законов этого государства, выдвигают невыполнимые требования. С другой стороны, в России, от которой экономически и в первую очередь энергетически мы действительно серьезно зависимы, ситуация меняется: если к власти придет Владимир Путин, мы не сможем при нынешних условиях удержать равновесие. Европа нам не поможет, нужно уже сейчас находить точки соприкосновения с Россией».
Политолог Сергей Таран с удивлением воспринял такую позицию: «Если власть опасается давления со стороны Путина, то единственный способ избежать такого сценария – это с удвоенной силой заняться евроинтеграцией. Политика задабривания в российском направлении в любом случае не приведет ни к чему хорошему: Киев продемонстрировал слабость, а со слабыми партнерами никто не считается, им диктуют свою волю». Политолог Алексей Гарань тоже удивился: «То ли Януковича подставляют, то ли его иррациональная жажда мести взяла верх над инстинктом политического самосохранения, элементарным рациональным расчетом относительно его же будущего. Кажется, и то и другое».
Позиция украинского лидера в последние дни напоминала флюгер. Еще на прошлой неделе, когда был вынесен приговор Тимошенко, Янукович сказал, что огорчен суровым судебным вердиктом и что апелляция, которую подадут адвокаты экс-премьера, будет рассматриваться по новому законодательству. На этой неделе Верховная Рада планировала внести поправки в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы, чтобы декриминализировать значительную часть экономических преступлений. Правда, проект, который подал в парламент президент, не затрагивал ту часть обвинений, по которым судили Тимошенко. Оппозиция оперативно внесла свои предложения к документу. Евросоюз, для которого дело Тимошенко стало барометром демократии в Украине, занял выжидательную позицию, ожидая красивой развязки политического узла. Тем более что сам Янукович ранее намекнул, что вынесенный приговор не был окончательным решением.
Ситуация резко изменилась на этой неделе. Представители команды Януковича стали публично размышлять о том, стоит ли Киеву выполнять все требования ЕС, чтобы подписать соглашения, в которых европейская сторона отказывается указать возможность будущего полноправного членства Украины. Вначале председатель Верховной Рады Владимир Литвин, а затем и вице-премьер Сергей Тигипко осторожно допустили мысль о выгодности интеграции с партнерами по СНГ. Затем руководитель парламентской фракции Партии регионов Александр Ефремов сделал жесткое заявление: «То давление, которое идет на нас со стороны Брюсселя и руководителей Евросоюза, не может быть приемлемым». Он пояснил, что, выдвигая условия относительно судьбы Тимошенко, европейцы толкают украинскую власть на нарушение закона.
Янукович, собрав в понедельник в президентской администрации западных журналистов, тоже возмутился действиями лидеров ЕС: «Какой сигнал мы даем обществу? Что, чтобы (безнаказанно. – «НГ») совершать преступления, нужно быть членом оппозиции?» Он впервые заявил, что Украина не торопится с евроинтеграцией: «Я не собираюсь просить об услуге. Мы партнеры. Если необходимо встретиться (как было запланировано, в среду-четверг. – «НГ»), я готов. Если нет – полечу дальше». Смысл был в том, что в Брюссель украинский президент собирался заскочить по пути в Латинскую Америку, куда он направится сегодня с визитом.
Европейцы такое отношение истолковали по-своему: вчера днем официальный представитель Еврокомиссии Пиа Хансен сообщила: «Принято решение перенести этот визит на более удобный момент в наших двусторонних отношениях». Она уточнила, что обстоятельства, мешающие диалогу, сводятся к проблемам верховенства права и независимости судебной системы в Украине. В то же время в Киеве стало известно, что пропрезидентское большинство в Верховной Раде не намерено голосовать за поправки оппозиции к законопроекту о декриминализации экономических преступлений. Александр Ефремов пояснил, что Партия регионов выступает за отмену уголовного преследования для представителей бизнеса, но это решение не может распространяться на политиков и высших чиновников, за чьи экономические преступления расплачивается государство. Депутаты от оппозиции попытались было заблокировать работу парламента и заявили о требовании роспуска Верховной Рады, однако их усилия остались практически незамеченными большинством.
Некоторые украинские эксперты допускают, что президентская администрация затеяла сложную и рискованную многоходовую игру, пытаясь в итоге добиться ослабления политического давления со стороны ЕС и газового – со стороны РФ. С этим мнением не согласен руководитель Института публичной политики Виктор Чумак: «Думаю, что украинская власть загнана в угол, заблокирована всеми партнерами в жестких рамках внешних требований. Команда Януковича пытается вырваться, пойти напролом, силой продавить нужные решения. Но это невозможно: у России сильная позиция, от которой они точно не отступят; а европейским политикам тоже отступать некуда, их избиратели не поймут, если лидеры ЕС махнут рукой на дело Тимошенко, которое превратилось в дело принципа».
Эксперт считает, что главным итогом вчерашнего дня стал тот факт, что и в Европе, и в России убедились в ненадежности, недоговороспособности команды украинской власти, которая быстро и безрассудно меняет свою позицию по стратегически важным вопросам. «Кроме того, Янукович максимально ослабил свои позиции внутри страны. Он не Лукашенко, который построил государство с изолированной экономикой и без олигархов. Наши влиятельные финансово-промышленные группы спросят с политиков, если их западные счета будут заблокированы, а экономические планы разрушены. Януковичу далеко и до Путина с Медведевым, которые строят свою систему власти, опираясь на высокий уровень доверия избирателей и на мощную ресурсную базу. Если основой власти Януковича до сих пор была евроинтеграция, укрепляющая его позиции на Западе и объединяющая граждан во всех регионах страны, то теперь земля ушла у него из-под ног», – пояснил Таран. Украинский чиновник, присутствовавший на встречах в Донецке, вчера отметил особенность атмосферы: «Представители российской делегации, узнав об отмене визита Януковича в Брюссель, поздравляли друг друга, отмечая, что Украине теперь деваться некуда».
Киев