Гурбангулы Бердымухамедов и Хайнц Фишер обсудили газовые маршруты.
Фото с сайта www.wn.com
Туркмения и ЕС приступили к подготовке документальной базы для поставок туркменского газа в Европу. Об этом вчера заявил президент Гурбангулы Бердымухамедов в ходе переговоров с федеральным президентом Австрии Хайнцем Фишером. В Ашхабад Фишер прибыл из Баку, где главной темой его переговоров также было сотрудничество в энергетике.
Первый визит президента Австрии Хайнца Фишера в Ашхабад и Баку оказался удачным. Правда, президент Азербайджана Ильхам Алиев однозначного ответа на участие в проекте Nabucco не дал, заявив, что будет выбирать наиболее приемлемый вариант для своей страны между этим трубопроводом, Трансадриатическим газопроводом и проектом Турция–Греция–Италия. Зато президент Бердымухамедов, сообщил, что Туркмения готова с помощью ЕС начать разработку договорно-правовой базы для поставок туркменских энергоносителей в европейском направлении. «Уже создана специальная рабочая группа с участием руководителей и экспертов энергетических структур, заинтересованных сторон», – сказал президент Бердымухамедов. По его словам, «Туркмения настроена на конструктивный диалог с Европой в энергетической сфере».
На этом фоне неслучайным выглядит заявление об уточненных запасах туркменских месторождений, которые составили более 26 трлн. куб.м газа. В среду, накануне приезда в Ашхабад австрийского президента, британская аудиторская компания Gaffney, Cline & Associates (GCA) объявила, что восточное месторождение «Южный Иолотань» в Туркмении по запасам газа – второе в мире после иранского «Парса». По уточненным данным GCA, его запасы составляют минимум 13 трлн. куб. м, а максимум – 21 трлн. куб. м. На пресс-конференции в Ашхабаде менеджер по развитию бизнеса GCA Джим Джиллет заявил, что цифра запасов может увеличиться.
Хайнц Фишер это сообщение принял к сведению и отметил, что Туркмения – «важная страна-поставщик, Европа – надежный потребитель». По мнению Фишера, необходимо объединить поступившее от Туркмении предложение и спрос со стороны ЕС на взаимовыгодных условиях. Он также отметил, что в условиях, когда страны Европы отказываются от использования атомной энергии, потребность в поставках природного газа увеличивается.
По мнению экспертов, переоценка туркменских запасов может отразиться на проекте «Южный коридор»: Nabucco окончательно встанет, а идея строительства Трансадриатического газопровода и газопровода Турция–Греция–Италия уйдет на второй план. Собственно, визит австрийского президента связан именно с этим. «Стоит отметить, что до недавнего прошлого члены консорциума Nabucco, в котором также участвует и австрийская компания OMV, рассматривали этот проект исключительно с коммерческой точки зрения, считая излишней политическую поддержку своих правительств. Это был ошибочный подход – любые вопросы в Каспийском регионе решаются на самом высоком уровне», – сказал «НГ» заведующий кафедрой международных отношений университета «Кавказ» Ровшан Ибрагимов. Кроме того, в Евросоюзе и консорциуме Nabucco пришли к пониманию того, что для реализации этого проекта нужны государственная поддержка и гарантия. Поэтому «президент Австрии приехал лоббировать интересы OMV».
Примечательно, что, обсуждая детали поставок туркменского газа на Запад, президент Бердымухамедов не изменил свое решение и напомнил, что продает природный газ у туркменских границ по мировой цене. Фишер признал это решение справедливым. «Конечно, есть препятствия на этом пути, но определенными усилиями мы преодолеем все эти препятствия и устраним их», – сказал австрийский президент.
Эксперты не исключают, что Евросоюз мог делегировать австрийскому президенту полномочия инициировать переговоры между Азербайджаном и Туркменией по строительству трубопровода по дну Каспия. Против этой идеи выступает Россия, ссылаясь на неурегулированность статуса Каспия. В Брюсселе утверждают, что на переговорах с Туркменией и Азербайджаном вопросы о разделе акватории затрагиваться не будут. Поскольку труба пройдет исключительно по территории Азербайджана и Туркмении, у других прикаспийских государств не будет права останавливать это строительство.