В опасной зоне появится очередной схрон – для старого оборудования с ядерных объектов.
Фото Reuters
В Чернобыле завтра должно начаться строительство хранилища для «отработанных источников ионизирующего излучения». Опасный хлам будет свозиться сюда с украинских предприятий. Проект финансируется Евросоюзом. А недавно завершился этап закулисных интриг в украинско-российском проекте строительства завода по фабрикации ядерного топлива. Киев стремится снизить зависимость от России в стратегически важной отрасли, делают вывод эксперты.
В первые месяцы работы Виктора Януковича на посту президента специалисты предполагали интеграцию украинских и российских активов в атомной сфере. Прогнозы строились на основании сделанного в апреле прошлого года предложения российского премьера Владимира Путина: «Речь может идти о создании крупного совместного холдинга, объединяющего отрасли атомного машиностроения, топливного цикла и атомной генерации». Спустя полгода представители «Росатома» сообщили, что переговоры вышли на стадию оценки активов. Но, как и в вопросе заявленной интеграции в газовой сфере, далее дело не продвинулось.
Но за прошедшее время Украина признала российскую компанию ТВЭЛ победителем в тендере на строительство завода по фабрикации ядерного топлива.
20 сентября руководитель украинского концерна «Ядерное топливо» Татьяна Амосова сообщила, что юридическое оформление СП, в котором украинское «Ядерное топливо» получит 50%+1 акцию, а российский ТВЭЛ – 50%–1 акцию, завершится до конца года. В 2012 году стороны планируют пройти этап проектирования объекта, в последующие три года будет длиться строительство, и в 2015 году новый завод начнет работу в Кировоградской области.
Предполагается, что в будущем предприятие сможет обеспечить топливом не только четыре украинские атомные станции, но и АЭС других стран. Если сейчас Украина обеспечивает свои потребности в основном за счет российских поставок, то через несколько лет сможет даже зарабатывать на экспорте топлива. Единственное звено – обогащение украинского урана – останется, как и прежде, в России, поскольку Украина не имеет права на эту технологию.
Но осталась другая сложная проблема, которую ранее Киев традиционно решал в сотрудничестве с Россией, – хранение отработанного ядерного топлива. Еще в 2003 году в Киеве задумались о необходимости строительства собственных хранилищ: во-первых, услуги российской стороны подорожали (хотя официально цены никогда не называются, но специалисты утверждают, что сейчас они могут достигать несколько миллиардов долларов в год); во-вторых, отработанное топливо на 95% состоит из ядерных материалов, которые могут быть переработаны и использованы в будущем. Российские государственные компании проявили заинтересованность к участию в проекте строительства хранилищ на территории Украины, но спустя год, уже после оранжевой революции, не были допущены даже к участию в конкурсе.
В последние дни 2005 года был подписан контракт на строительство хранилища на территории Чернобыльской зоны с американской компанией «Холтек Интернэшнл». Однако само строительство до сих пор не началось. Один из чиновников прежнего украинского правительства пояснил «НГ», что дело вначале увязло в политических склоках, а затем застопорилось из-за законодательной неурегулированности вопроса. «Только нынешним летом правительство Николая Азарова подало в Верховную Раду проект закона «Об обращении с отработанным ядерным топливом», но документ пока еще не рассмотрен», – отметил экс-чиновник.
В пояснительной записке к законопроекту сказано: «В настоящее время отработанное ядерное топливо АЭС Украины (за исключением Запорожской АЭС, на которой с 2001 года эксплуатируется «сухое» хранилище контейнерного типа) вывозится на временное хранение и дальнейшую переработку в Россию. Стоимость услуг российских специализированных предприятий по хранению и переработке имеет устойчивую тенденцию к росту с каждым годом. Кроме того, начиная с 2013 года Украина должна принять из России для хранения и последующего захоронения высокоактивные радиоактивные отходы, образующиеся в результате переработки отработанного топлива украинских АЭС». Поэтому украинское правительство настроено как можно скорее решить вопрос со строительством хранилища.
Правительство Николая Азарова передало в Верховную Раду проект закона «Об обращении с отработанным ядерным топливом». Фото Украинское Фото/PhotoXPress.ru |
Тем временем в украинских СМИ появилась информация о том, что 5 октября в Чернобыльской зоне состоится закладка первого камня в объект, который планируется ввести в действие с 2013 года. Участие в церемонии примут глава украинского МЧС Виктор Балога, посол Великобритании Ли Тернер и глава представительства Евросоюза в Украине Жозе Мануэль Пинту Тейшейра. «Это совершенно другое хранилище, – пояснила «НГ» эксперт Института стратегических исследований Ольга Кошарная. – На сайте МЧС четко указано, что этот объект предназначен для хранения отработанных источников ионизирующего излучения». По словам эксперта, речь идет не об отработанном топливе АЭС, а о материалах и оборудовании, использующихся многими украинскими предприятиями. Опасное старье необходимо сдавать в централизованное хранилище, чтобы избежать экологических катастроф и предотвратить передачу его в руки, например, террористов. Именно поэтому финансированием проекта занимаются частично ЕС и в основном правительство Великобритании, выступающей участником проекта стран «большой восьмерки» под названием «Глобальное партнерство против распространения оружия и материалов массового уничтожения».
«Хранилище для отработанного топлива Украина намерена строить полностью за свой счет. Партнером останется американская компания – по крайней мере до сих пор не было никакой иной информации на сей счет. Но пока неизвестно, когда может начаться сооружение второго хранилища, услугами которого смогут воспользоваться украинские АЭС», – сказала Кошарная. Другой эксперт, попросивший не называть его имени, отметил, что ситуация может измениться в ближайшее время: «Президенты Янукович и Медведев готовятся к важнейшим в этом году переговорам, запланированным на 18 октября. Украинская сторона вроде готова за снижение цены на газ пойти на уступки в других сферах. Возможно, и в атомной энергетике. Сейчас переломный момент: либо в Киеве примут широкие интеграционные предложения россиян, озвученные Владимиром Путиным в прошлом году; либо не найдут общий язык и станут ориентироваться на сотрудничество с Западом. Но, думаю, в том и другом случае команда Януковича попытается сохранить максимальную независимость от Москвы, а поэтому украинско-российские проекты в любой отрасли будут уравновешиваться сотрудничеством с западными структурами».
Киев