Сергей Лавров заявил о заинтересованности России в стабильном Южном Кавказе.
Фото ИТАР-ТАСС
Россия готова стать гарантом мира на Южном Кавказе и была бы признательна, если в этой миссии ей помогут США и Евросоюз. Заявление главы МИД РФ Сергея Лаврова в ходе выступления на 66-й сессии Генассамблеи ООН вызвало различные реакции в общепризнанных субъектах Южного Кавказа. Грузия откликнулась с сарказмом, Азербайджан – с пониманием, но не скрывая недовольства процессом карабахского урегулирования, Армения – сдержанно-позитивно.
Реакция южнокавказских государств на заявление главы российского МИДа может служить показательной иллюстрацией к положению самой России на Южном Кавказе. Возможно, этой «разносторонностью» объясняется призыв к Западу помочь быть России гарантом мира и стабильности на Южном Кавказе. Прежде в выступлениях российских лидеров в отношении этого региона звучала фраза «зона нашей ответственности».
«Россия твердо намерена предпринять все необходимое, для того чтобы не допустить применения силового сценария и эскалации насилия на Кавказе», – заявил Сергей Лавров, выступая на заседании Генассамблеи ООН в Нью-Йорке. По его словам, при противоправном применении силы любой из сторон «Россия готова предпринять все необходимые меры для установления мира в регионе».
Можно ли это заявление расценивать как предупреждение о возможности дежавю августа 2008 года, если где-то в Закавказье начнется стрельба? Похоже на то. При этом Россия в очередной раз изъявила готовность стать гарантом договоренностей о неприменении силы между Грузией, Абхазией и Южной Осетией. «Приветствовали бы принятие на себя аналогичных обязательств США и ЕС, – сказал Лавров. – В качестве гарантов будем готовы принимать меры по невозобновлению насилия в регионе, а в случае противоправного применения силы любой из сторон – добиваться скорейшего урегулирования ситуации на основе действующих норм международного права».
По мнению члена научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко, заявление Лаврова вызвано признанием реальности, а также нежеланием изображать из России империю на фоне вероятного возвращения в президенты Владимира Путина. «И если у Запада, скажем, ничего не получится в треугольнике Грузия–Абхазия–Южная Осетия, то критика в адрес России по соответствующим вопросам утихнет», – сказал «НГ» профессор Малашенко.
В Тбилиси на заявления Лаврова о желании России быть гарантом мира в регионе ответили напоминаниями о потерях, которые несла Грузия, доверяясь северному соседу. Тбилиси также четко дал понять, что заключать договоры со «своими автономиями» не намерен, зато готов рассмотреть вариант подписания соглашения о неприменении силы с самой Россией. При участии международного сообщества. То есть Запада.
Большую, чем Грузия, заинтересованность в предложении Лаврова проявил ЕС, пресс-секретарь верховного представителя которого по внешней политике Майя Коцьянчич заявила журналистам, что оно «затрагивает некоторые аспекты сложной ситуации вокруг конфликта в Грузии, которые нам необходимо изучить подробнее».
«Мы продолжим продвигать дополнительные возможности для мирного урегулирования карабахского конфликта, которые появились в результате усилий и при посредничестве России. Мы продолжим в рамках Минской группы ОБСЕ совместно с партнерами – Францией и США – продвигать мирное решение конфликта, – обратился к армяно-азербайджанскому конфликту Лавров. – В рамках «тройки» сопредседателей Минской группы ОБСЕ вместе с американскими и французскими партнерами будем продвигать комплекс мер доверия и укрепления режима прекращения огня».
Называя вещи своими именами, глава МИД РФ оптимальным в карабахском направлении фактически указал статус-кво: переговоры под патронажем МГ ОБСЕ, с небольшим усилением давления то на одну сторону конфликта, то на другую, с отказами подписать предлагаемые документы то одной стороны, то другой. Это может еще как-то устраивать Ереван. Но не Баку.
Министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров, выступая с той же трибуны, обозначил условия, которые могут способствовать прогрессу в урегулировании. Нового он ничего не сказал, перечислив требования, которые без признания независимости Нагорного Карабаха не приемлет армянская сторона: вывод армянских вооруженных сил, возвращение беженцев, «создание условий для мирного сосуществования азербайджанцев и армян в регионе нагорнокарабахского конфликта в рамках территориальной целостности». «Азербайджан все еще сохраняет свою заинтересованность, мотивацию и терпение в очень трудном и чувствительном процессе переговоров... Мы считаем, что международное сообщество убедит армянскую сторону... В свою очередь, мы готовы гарантировать высокий уровень самоуправления для этого региона в составе Азербайджанской Республики», – заявил Мамедъяров. В интонациях главы МИДа явно прозвучали нотки разочарования многолетними, но бесплодными переговорами. Более хлестко по этому поводу в эти же дни высказался его заместитель Халаф Халафов на встрече в Баку с делегацией парламента Аргентины: «Мирные переговоры не дают результатов из-за неготовности руководства Армении к освобождению оккупированных территорий». Что следует из столь «бесхитростного» заявления при условии недопустимости Азербайджаном утраты НКР, пояснять, наверное, не стоит. С этой точки зрения заявление о готовности России быть гарантом мира могло озадачить Баку и одновременно оказать седативное воздействие на армянскую сторону.
В Ереване в очередной раз подчеркнули: компромисс подразумевает взаимные уступки, а у Азербайджана – одни требования и эфемерные обещания «когда-нибудь провести референдум по статусу Нагорного Карабаха», «обеспечить демократические нормы и гражданские свободы карабахцам» и пр. «Странно слышать об этом от руководителей страны, которая не раз критиковалась в ПАСЕ за регресс в демократических процессах, – заявила глава постоянной комиссии по вопросам евроинтеграции парламента Армении Наира Зограбян. – В Азербайджане были приняты поправки в Конституцию, отменившие в качестве предельного избрание президента на два срока. В стране... где санкционировано пожизненное правление, говорить о демократии бесполезно», – заявила она.
«Конечно, толковать со стопроцентной уверенностью слова господина Лаврова невозможно. В проецировании на карабахскую проблему совместный подход возможен, если Россия, США и ЕС, скажем, при непротивлении Турции сформулируют условия, которые в ладах с реальностью и в качестве единственного пути разрешения конфликта Еревану и Баку предложат пакетное соглашение. Моя позиция в этом вопросе общеизвестна: признать суверенитет НКР, передать Азербайджану территории вокруг Карабаха, кроме Лачинского района, вернуть беженцев», – заявил «НГ» директор Института стран СНГ, депутат Госдумы Константин Затулин. По его словам, позиции России и Запада по карабахскому конфликту достаточно близки. «Если же Лавров имел в виду, что Россия может договориться с Западом по всем южнокавказским вопросам, то в это я не верю – у нас совершенно разное видение ситуации в Грузии, Абхазии, Южной Осетии», – сказал Затулин «НГ».