Популярные пятничные службы в таджикских мечетях власти ограничили по времени.
Фото ИТАР-ТАСС
Совет ООН по правам человека в Женеве 3 октября обсудит ситуацию с правами человека в Таджикистане. Как сообщили в Бюро по правам человека и соблюдению законности в Душанбе, страна впервые пройдет проверку по новой процедуре ООН, подразумевающей обязательное предоставление в Совет ООН по правам человека объективной информации властями той или иной страны. Новая методика называется «Универсальный периодический обзор».
Таджикистан будет впервые участвовать в подобной ревизии исполнения своих международных обязательств в области прав человека за последние четыре года. Отчитываться на заседании Совета ООН будет министр юстиции Таджикистана Бахтиер Худоеров. Неправительственные организации Таджикистана подготовили альтернативный отчет по правам человека. Однако представлять они его будут не в Женеве, а в Душанбе. По сообщению информационной службы «Авесты», в одном из кинотеатров таджикской столицы коалиция общественных и правозащитных организаций устроит для общественности прямую трансляцию с женевского заседания, а также представит свою точку зрения.
По мнению экспертов, представители власти будут упирать на то, что гарантируют свободу вероисповедания, что Таджикистан был и остается единственным светским государством в Средней Азии, на территории которого свободно и легально действует политическая партия религиозного толка – Партия исламского возрождения (ПИВТ) – и, более того, эта партия представлена в парламенте страны, и что свобода слова является приоритетным направлением деятельности правительства Таджикистана.
Между тем лидер ПИВТ Мухиддин Кабири считает, что ситуация за последний год в Таджикистане заметно ухудшилась. «На этот раз представителям нашей страны будет сложнее отвечать на вопросы, которые возникнут в ходе обсуждения в Женеве. Дело в том, что власти приняли ряд законодательных актов, ограничивающих свободу прав человека», – сказал «НГ» Мухиддин Кабири.
В частности, был принят Закон «Об ответственности родителей за воспитание детей». Несмотря на многочисленные протесты и внутри страны, и со стороны международного сообщества, президент Эмомали Рахмон подписал этот закон, который предоставляет государству право вмешиваться в семейную жизнь и запрещает детям и молодым людям свободно следовать тем или иным религиозным взглядам. В Таджикистане действует негласный запрет на посещение мечетей женщинами и ношение хиджаба, а пятничные молитвы в мечетях, согласно решению Государственного комитета по делам религии, ограничены 15 минутами. Власти поясняют, что эти меры приняты в рамках борьбы с экстремизмом. Но, по словам Кабири, принятие этих законов привело к тому, что сотрудники правоохранительных органов стали превышать свои полномочия, например, задерживая мужчин лишь за ношение бород. Кабири также отметил, что за последнее время усилилось давление на членов его партии. Особенно это было заметно в период подготовки к парламентским выборам в феврале 2011 года. В тот же период стали возникать различные проблемы у негосударственных СМИ.
О том, что в Таджикистане участились случаи преследования журналистов, рассказала адвокат коллегии адвокатов Таджикистана «Сипар» Файзиниссо Вахидова во вторник на заседании «Свобода выражения мнений, свобода СМИ и информации» в Варшаве в рамках совещания ОБСЕ. Она заявила, что власти Таджикистана оказывают жесткое давление на журналистов, критикующих госчиновников или госструктуры, цитирует адвоката «Азия-плюс». Резонанс получило уголовное дело против репортера службы ВВС Урунбоя Усмонова, которого обвиняют в связях с религиозной партией экстремистского толка. «Хотя было установлено и доказано, что репортер в течение более 10 лет специализировался на освещении религиозной тематики и постоянно готовил репортажи из зала судебных заседаний именно по делам, связанным с «Хизб-ут-Тахрир», – подчеркнула Вахидова.
Директор Бюро по правам человека и соблюдению законности Наргис Зокирова в своем докладе заострила внимание на деле газеты «Азия-плюс», против которой начальник Управления по борьбе с организованной преступностью Анвар Тагаймуродов подал исковое заявление. Предметом иска стала опубликованная в издании статья, в которой сообщалось о применении пыток в отношении подследственных. «Озабоченность вызывает то, что журналиста, который поднял серьезную проблему, обвиняли в сотрудничестве с террористами», – сказала Зокирова.
Эксперты считают, что мероприятие вряд ли отразится на внутренней атмосфере Таджикистана. «Власти давно не обращают внимания на замечания международных организаций – как говорят на Востоке: «Собака лает – караван идет». Не думаю, чтобы неудовлетворительная оценка Совета ООН по правам человека, если, конечно, таковая будет, как-то повлияет на положение в Таджикистане», – сказал «НГ» лидер партии «Ватандор» (Патриот) Дододжон Атовуллоев.