Площадь перед парламентом Киргизии стала местом выяснения политических отношений.
Фото Reuters
20 кандидатов на пост президента Киргизии вышли на финишную прямую предвыборной кампании. Еще 10 претендентов судятся с Центральной избирательной комиссией и выигрывают иски. Несмотря на решения в пользу истцов, ЦИК под разными предлогами отказывает им в регистрации. Эксперты усматривают в действиях ЦИКа политический заказ и не исключают силового варианта решения проблемы.
Президентские выборы в Киргизии, которые состоятся 30 октября, по оценке Евросоюза, «представляют собой знаменательную веху в демократическом процессе в республике». «Эти выборы знаменуют собой успешное завершение переходного периода и начало исполнения положений новой Конституции», – говорится в заявлении ЕС. Между тем наблюдатели, оценивая ситуацию в республике, говорят о грубейших нарушениях законов и Конституции.
В частности, ЦИК не допустил к выборам часть претендентов в кандидаты на пост президента страны, ссылаясь на то, что они не собрали необходимые 30 тыс. подписей в свою поддержку. Многие из них с решением Центризбиркома категорически не согласились, назвав его политическим. 10 претендентов, которых ЦИК исключил из кампании, обратились в суд и выиграли дело. Среди них оказалась и единственная женщина в списке возможных участников выборов правозащитница Токтайым Уметалиева. Тем не менее ЦИК отказывается регистрировать их и обратился в Верховный суд с надзорной жалобой.
«Это политический заказ. После того как ЦИК отказал мне в регистрации на основании того, что из 165 тысяч подписей, которые я представил вместо необходимых 30 тысяч, большая часть якобы недействительна, я обратился в Первомайский районный суд, который выиграл. Но зарегистрироваться так и не смог – члены ЦИКа не вышли на работу. Теперь они подали надзорную жалобу в Верховный суд, который рассмотрит дело 29 сентября. Нас просто выбрасывают из борьбы, поэтому изначально понятно, что выборы будут нечестными», – сказал «НГ» экс-мэр Бишкека Нариман Тюлеев. По его словам, он намерен продолжать отстаивать свои права в рамках закона и не собирается организовывать какие-либо акции протеста, хотя его сторонники уже провели митинг в Бишкеке. «Если власти продолжат в том же духе, то мы будем добиваться отставки нынешнего состава Центризбиркома, а также того, чтобы эти выборы были признаны недействительными», – заявил Тюлеев.
По мнению Уметалиевой, власть расчищает дорогу для одного кандидата. «ЦИК убирает кандидатов-северян для того, чтобы премьер-министр Алмазбек Атамбаев остался единственным влиятельным представителем севера и получил поддержку большинства жителей северных областей Киргизии», – сказала «НГ» Уметалиева.
Аналогичного мнения придерживается гендиректор аналитического центра «Стратегия Восток–Запад» Дмитрий Орлов. «Из предвыборной гонки вывели кандидатов-северян, с тем чтобы большинство голосов набрал Атамбаев, – того же Тюлеева, очень популярного в Бишкеке человека», – сказал «НГ» Орлов. По его словам, в предвыборной гонке остались те кандидаты, которые не представляют для Атамбаева особой опасности.
«Весь политический процесс, когда в стране ломается легитимность, начиная с 2005 года – первого госпереворота, нарушается. Если законы нарушаются в верхах, то почему этого нельзя сделать внизу?! Если законы откровенно нарушают президент, премьер, парламент, то почему этого не может сделать ЦИК?!» – заявил «НГ» научный сотрудник Института востоковедения РАН Александр Князев. По его словам, грубейшим нарушением Основного закона стало постановление парламента о запрете во время предвыборной кампании вещания на территории Киргизии зарубежных каналов. «Это грубое нарушение и Конституции, и всех международных обязательств Киргизии в отношении свободы информации, и нарушение потребительских прав граждан и компаний, которые несут колоссальные убытки. И все это безнаказанно. Есть политическая воля – нынешний премьер-министр Алмазбек Атамбаев должен стать президентом. Поэтому невзирая на закон, чиновники работают на этот заказ», – отметил эксперт.
По мнению Князева, ситуация в Киргизии напряженная: нормальный политический процесс подразумевает поиск компромисса между лагерями, но в Киргизии этого нет. Предсказать, куда выведет кривая истории этой среднеазиатской страны, – очень трудно. Но, учитывая высокую степень конфликтогенности в республике, причем регионального типа – север–юг, можно предположить, что любой исход президентских выборов может обострить ситуацию донельзя и по печальной традиции перейти в силовую фазу.