Белорусским властям вновь не хватает денег.
Фото Reuters
Вчера представительная правительственная белорусская делегация отправилась в Вашингтон для участия в ежегодном собрании управляющих Международного валютного фонда и Всемирного банка. Помимо этого у белорусов есть и своя цель – поговорить в кулуарах о перспективах получения кредита этой организации. Политическую почву для переговоров подготовил накануне президент Александр Лукашенко. Он выпустил большинство политзаключенных и заявил о намерении «перезагрузить» белорусско-европейские отношения.
В составе белорусской делегации председатель правления Нацбанка Надежда Ермакова, министр экономики Николай Снопков, министр финансов Андрей Харковец. Напомним, что в начале лета правительство подало заявку на кредит в размере 3,5–8 млрд. долл. Накануне отъезда чиновники высказались о том, что получение кредита для Белоруссии не критично. «Возможно, нам такие деньги и не потребуются. Это будет зависеть от того, как МВФ оценит наши действия», – заявила на минувшей неделе Ермакова. «Переговоры необходимо продолжать, хотя кредит не критичный», – сказал Снопков. Сам факт переговоров, по мнению министра экономики, позитивный сигнал для инвесторов, говорящий о том, что ситуацию в стране контролирует авторитетная международная структура. Ранее, говоря о перспективах получения средств, глава правительства Михаил Мясникович высоко оценивал шансы Белоруссии на кредитование со стороны МВФ. «Полагаем, что для этого есть все основания. Мы идем в рамках взятых на себя обязательств», – утверждал премьер-министр. По его мнению, помешать этому могут лишь политические причины.
Ранее «НГ» писала о том, что упреки в адрес МВФ высказывал Александр Лукашенко. «Знаете, до чего дошли они – экономисты, финансисты? Они от нас требуют освобождения политзаключенных», – возмущался президент. Правда, несмотря на такую реакцию, политзаключенных все же начал выпускать.
В настоящее время из осужденных по делу 19 декабря в тюрьмах остались лишь экс-кандидаты в президенты Андрей Санников, Николай Статкевич и Дмитрий Усс, а также соратник Санникова Дмитрий Бондаренко. Судя по заявлениям их родственников, власть хочет выпустить и их, но пока не знает, как при этом сохранить лицо перед местным электоратом – уж очень много было сказано об их преступной деятельности.
Что касается позиции МВФ, то организация действительно не вправе выдвигать политические требования, о чем было заявлено в пресс-релизе, комментирующем высказывание Лукашенко. Однако в составе совета директоров представители конкретных стран, имеющие свою позицию и голосующие за либо против кредитования в соответствии с ней. В данный момент для Белоруссии более важно повлиять на их позицию, нежели убедить экономических экспертов МВФ в эффективности программ по выходу из кризиса.
Дать международной общественности сигнал, что он готов к переговорам, Лукашенко пытался уже не один раз. Причем не только выпуская политзаключенных. В минувший вторник, принимая верительную грамоту главы представительства Европейского союза в Белоруссии Майры Моры, он заявил, что рассчитывает на «перезагрузку белорусско-европейских отношений на принципах равноправия и взаимоуважения». «Вы не верьте тому, что здесь пишут, что мы с кем-то будем торговаться так называемыми политзаключенными. Если мы можем что-то сделать для облегчения их участи, в том числе в интересах Евросоюза, то не скрываем – это сделаем, и сделаем это искренне», – пообещал президент. В очередной раз он пояснил, что все эти заявления делаются вовсе не из-за плачевного состояния экономики страны.
Ситуация на валютном рынке действительно несколько улучшилась. Во всяком случае, и население, и предприятия могут свободно купить и продать иностранные деньги. При этом государственные эксперты предпочитают умалчивать о том, что стоимость национальной валюты за полгода снизилась в 2,5 раза. Пропорционально выросли и цены. Отсутствие внешнего финансирования гораздо более критично, чем это пытаются представить власти, считают эксперты. Именно это заставляет Лукашенко идти на условия Европы.
Минск