Валюта в киевских обменниках пользуется особым спросом.
Фото Reuters
Украинское население продолжает скупать иностранную валюту. Несмотря на заверения властей в стабильности финансовой ситуации, граждане опасаются обвала гривны из-за повышения с 1 октября цен на российский газ и отложенных переговоров с МВФ о выделении очередного транша кредита. Эксперты считают подобные опасения отчасти обоснованными, но уверяют, что белорусский сценарий в Украине исключен.
По официальным данным, в августе объем покупки иностранной валюты физлицами на 824 млн. долл. превысил объем продажи: украинцы сдали в обменники 2,21 млрд. долл., а купили 3,03 млрд. долл. Если разница в течение минувшего лета сохранялась на примерно одинаковом уровне, то масштаб операций с наличной валютой в конце лета достиг рекордных показателей, отмечают эксперты.
«Тенденция к превышению объема покупки над объемом продажи иностранной валюты закрепилась еще год назад: с осени 2010-го украинцы стали избавляться от гривны», – сказал «НГ» эксперт Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь. К нынешней осени ситуация стала угрожающей: паники среди населения еще нет, но на улицах, в магазинах, на интернет-форумах активно обсуждается проблема стабильности гривны. Контекст сводится к рискам, связанным с подорожанием российского газа в четвертом квартале. Ранее сами представители власти в рамках переговоров с «Газпромом» заявляли, что для украинской экономики цена 400 долл. за 1 тыс. куб. м станет неподъемной.
«Люди слышат политические заявления и делают собственные выводы, стремясь сохранить и обезопасить свои сбережения. Ситуация пока не катастрофична, но действительно сложна: в октябре «Нафтогаз» рассчитается с «Газпромом» за сентябрьские поставки, а с ноября, когда придется платить по новым ценам, могут возникнуть проблемы», – пояснил «НГ» эксперт Института энергетических исследований Юрий Корольчук. Он отметил, что разница между ценой продажи российского газа на границе и стоимостью его для украинского населения и предприятий коммунальной сферы остается существенной и будет расти с 1 октября. «Как будут покрывать этот разрыв – пока неясно. Возможно, кто-то надеялся на временное спасение в виде очередного транша кредита МВФ», – предположил он.
Хотя еще летом предполагалось, что деньги поступят в Украину в октябре, однако в конце августа МВФ внес коррективы в эти планы: визит контролирующей миссии фонда в Киев был перенесен на два месяца, до конца октября. А решение о выделении кредита будет рассматриваться только по итогам визита этой миссии. На днях член совета НБУ Роман Шпек сказал в ходе одного из круглых столов, что в Украину деньги могут поступить не ранее февраля 2012 года. Представители фонда, прекрасно осознавая все трудности и риски, с которыми в ближайшее время столкнется Украина, похоже, пытаются вынудить официальный Киев пойти на крайне непопулярное решение – повысить до рыночного уровня цену на газ на внутреннем рынке для всех категорий потребителей.
На днях постоянный представитель МВФ в Украине Макс Альер сказал украинским СМИ, что фонд заметил выполнение украинской властью ряда требований – начало пенсионной реформы, проведенный год тому назад первый этап повышения цен на газ на внутреннем рынке. Однако последующие этапы роста тарифов до рыночного уровня не были реализованы.
Эксперты отмечают, что за год до парламентских выборов власть не рискует принять очередное непопулярное решение – даже ради получения транша кредита МВФ. Александр Жолудь напомнил, что Украина располагает значительными золотовалютными резервами, которые теоретически можно задействовать для предотвращения кризисов. «Ситуация у нас очень отличается от белорусской. В Украине совершенно иная структура экономики, созданы прочные внешние торгово-экономические связи, обеспечивающие постоянный приток валюты в страну. Хотя, следует отметить, за первое полугодие текущего года сложилась неблагоприятная ситуация: импорт на 6,7 миллиарда долларов превысил экспорт», – сказал он. Эксперт согласился, что перекос в торговом балансе связан в первую очередь с подорожанием российских энергоносителей.
«Россия действует исходя из своих интересов. Но пересмотр газовых контрактов, на чем настаивает украинская сторона, тоже не выход: допустим, это приведет к снижению цены на 10–15% – не фантастические цифры. Тут вопрос стоит так: либо входить в интеграционные объединения во главе с Россией, чтобы получить дешевый газ; либо сохранять независимость, платить рыночную цену и делать ставку на развитие своей экономики», – считает эксперт Корольчук. Украинская власть, похоже, ориентируется на второй сценарий, хоть и добивается от «Газпрома» уступок. А это усиливает среди населения опасения относительно экономической и финансовой стабильности.
Киев