Михаил Мясникович обещает улучшение ситуации через два месяца.
Фото Reuters
Белорусская валютно-фондовая биржа провела пробные торги по купле-продаже иностранной валюты. Это стало первым шагом в подготовке к открытию дополнительной торговой сессии, которая по предварительным планам должна состояться 15 сентября.
Напомним, что о намерении провести дополнительную сессию и определить рыночный курс белорусского рубля по отношению к иностранным валютам президент Александр Лукашенко объявил лично в ходе совещания по экономическим вопросам еще 30 августа. Объясняя, почему торги пройдут именно в середине сентября, глава Национального банка Надежда Ермакова говорила о неких дополнительных возможностях поддержать курс национальной валюты интервенциями, которые откроются только к названному времени. Белорусский президент, а также представители Национального банка и коммерческих банков заверяли бизнес и население, что после проведения дополнительной сессии иностранная валюта обязательно появится в свободной продаже, хотя и по более высокому курсу, чем существующий официальный. Как сообщалось, официально 1 доллар в Белоруссии стоит 5 тыс. руб., однако купить его по такому курсу можно только на оплату энергоносителей и на социальные цели. В то же время на черном рынке, где совершаются реальные сделки, его стоимость находится в пределах 8–10 тыс. руб.
Эксперты, и местные, и международные, призывают власти Белоруссии выйти на биржу и определить рыночный курс белорусского рубля еще с весны. Сегодня, одобряя решение власти сделать этот шаг, они тем не менее говорят о том вреде национальной экономике, который наносит промедление с принятием экстренных мер. Как уже писала «НГ», неопределенность на валютном рынке, отсутствие легальной возможности купить валюту привели к замедлению бизнес-процессов в стране, увеличению доли теневого рынка, отрицательно повлияли на экономику предприятий. Банки начали закрывать обменные пункты, ограничивать возможности владельцев банковских карт за рубежом. Остановилась работа интернет-магазинов. Девальвационные ожидания запустили инфляционный механизм, и рост потребительских цен превысил 50%. Это стало причиной падения уровня жизни.
Как заявлял премьер-министр Белоруссии Михаил Мясникович, правительство рассчитывает, что ситуация полностью стабилизируется в течение месяца-двух. По словам первого заместителя председателя правления Нацбанка Николая Лузгина, в этот период официальный курс должен будет сблизиться с рыночным и остановиться где-то посередине. Правда, из действий главного банка страны накануне пробных торгов следовало, что у него есть большие опасения относительно их исхода. Как рассказали представители коммерческих банков, накануне их пригласили в Нацбанк на специальное совещание и просили уговорить своих клиентов не пытаться в первые же торги купить много валюты. Вероятно, Нацбанк опасается, что с учетом отложенного спроса курс может превысить даже уровень черного рынка. Эксперты не исключают, что он может подскочить до 20 тыс. за 1 долл.
Намерения Нацбанка вручную поуправлять рыночным курсом вызвали негативную оценку независимых экономистов. «Как можно хотеть определить рыночный курс и при этом одновременно в ручном режиме регулировать спрос? Это свидетельство того, что финансовые власти боятся увидеть правду, то есть размер стартового курса», – высказался по этому поводу экономист Сергей Чалый.
Эксперты не склонны доверять и заверениям Надежды Ермаковой о том, что у Нацбанка есть средства для интервенций, способных удержать курс. Согласно статистике, в резервах у Белоруссии в иностранной валюте хранится лишь 1,8 млрд. долл. Ни о каких новых поступлениях пока не сообщалось. Тем временем независимый экономист Михаил Залесский полагает, что для выхода из кризиса Белоруссии необходимо порядка 15 млрд. долл., и 5 из них – на валютные интервенции для стабилизации курса.
Минск