Сегодня Абхазию охватят политические страсти.
Фото Григория Тамбулова (НГ-фото)
Сегодня в Абхазии состоятся внеочередные выборы третьего президента. В республику накануне прибыли зарубежные наблюдатели, в том числе миссия Европейского центра геополитического анализа (ЕЦГА), в составе которой депутаты Европейского парламента, законодатели национальных парламентов нескольких европейских стран, члены избирательных комиссий ряда восточно- европейских государств. По мнению аналитиков, одним туром победителя не выявить – уж слишком незначителен, согласно опросам, разрыв между фаворитами.
Основными кандидатами на пост президента Абхазии, как уже писала «НГ», являются вице-президент Александр Анкваб и премьер-министр Сергей Шамба. Неделю назад, согласно собственным опросам «НГ», более вероятным победителем выборов представлялся Шамба. Но ближе к пятнице ситуация изменилась – Анкваб если не обошел конкурента, то идет с ним вровень.
Подобной нерадостной для себя метаморфозе абхазский премьер-министр обязан исключительно членам своей команды, которые зачем-то повелись на интервью бывшего министра обороны Грузии Тенгиза Китовани одной из московских газет и устроили его видеотрансляцию в центре Сухума. Грузинский экс-министр утверждал, что в годы грузино-абхазской войны Анкваб сотрудничал с Тбилиси. Какими-то серьезными доказательствами тяжелейшее обвинение подкреплено не было. Потому, как часто бывает в таких случаях, «сенсация» ударила в первую очередь по конкуренту Анкваба, как тот и не открещивался от этой истории. А сам вице-президент укрепил позиции, получив через пару дней официальные извинения от редакции оскандалившейся газеты.
Эта история оказалась неприглядной вдвойне, потому как до начала избирательной кампании все три кандидата – и Александр Анкваб, и Сергей Шамба, и Рауль Хаджимба, заключили джентльменское соглашение: ради спокойствия населения, во избежание раскола общества, которое произошло во время президентских выборов 2004 года, вести избирательную агитацию чисто, без ударов ниже пояса. Потом произошло странное ДТП с участием Шамбы, которое до сих пор не получило однозначной оценки: то ли это была случайность, то ли неудачное покушение. И то обстоятельство, что аварию по-различному трактовали даже члены команды премьер-министра, на руку ему, разумеется, не сыграло.
Произошедшим попытался воспользоваться формальный аутсайдер гонки – Хаджимба и, надо сказать, интенсивными встречами с избирателями, активными призывами не поддаваться на «грузинские провокации» и сохранять единство нации, набрал немало очков. Но, по мнению сухумских источников, благородное поведение главного абхазского оппозиционера все-таки не настолько упрочило его позиции в предвыборной гонке, чтобы он сумел выйти во второй тур. А в том, что второй тур неизбежен в Абхазии, похоже, сегодня никто не сомневается.
Директор Института стран СНГ Константин Затулин не исключает, что во втором туре, если, конечно, сегодня в Абхазии не произойдет что-то экстраординарное и победитель не выявится сразу, серьезную роль могут сыграть сторонники Рауля Хаджимбы. Их голоса во втором туре, вероятнее, отойдут Сергею Шамбе. Неоднозначные отношения первого президента Вячеслава Ардзинбы с Александром Анквабом в Абхазии общеизвестны. Потому логично предположить, что электорат Рауля Джумковича, считающегося ярым последователем Ардзинбы, предпочтет видеть в президентском кресле Сергея Шамбу.
Голоса сторонников Хаджимбы для главных кандидатов важны еще и потому, что им, по сути, так и не удалось целиком и полностью перетянуть на свою сторону ни одну из национальных общин, ни одну из сторонних политических партий, ни одно из общественных движений или организаций – симпатии разделились: во всех оказались сторонники и Анкваба, и Шамбы, с тем лишь отличием, что в какой-то больше почитателей вице-президента, а в какой-то – премьер-министра.
На выборах главы Абхазии также может отразиться внешний фактор – Россия и Грузия. Москва, конечно, может дать понять, кого бы хотела видеть третьим президентом республики. Но, памятуя об опыте 2004 года, когда чрезмерный нажим на абхазское общество вызвал ожесточенное противодействие и едва не обернулся гражданской войной в республике, вряд ли это будет делаться так бесцеремонно, как семь лет назад. Тем более что тогда номер так и не прошел.
С Грузией ситуация несколько тоньше. Официальный Тбилиси не комментирует абхазские выборы. Зато нет недостатка в комментариях политологов, экспертов, видных представителей грузинского общества. Они создают впечатление того, что в Грузии желают победы Анкваба. А это может сыграть против него по вполне понятной причине.