Чем ближе 2014 год, тем чаще и тревожнее звучит тема Афганистана. Координатор германского Фонда имени Фридриха Эберта Вульф Лапинс полагает, что ко времени назначенного вывода войск коалиции президенту Афганистана Хамиду Карзаю не удастся взять под контроль ситуацию в стране и с ее территории по-прежнему будет исходить угроза всему региону. Старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Александр Князев, в свою очередь, считает опасность того, что талибы перейдут Пяндж или Амударью, преувеличенной. Но он убежден, что наркотрафик в сопредельные страны и Россию будет только расти.
О необходимости выработки консолидированной позиции по Афганистану речь шла на состоявшемся в середине августа неформальном саммите ОДКБ в Астане. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев обозначил в качестве основной повестки «вопросы глобальных и региональных рисков для безопасности и стабильности государств ОДКБ», наиболее острым среди которых является проблема Афганистана. По мнению директора Института региональных проблем Дмитрия Журавлева, Астана была выбрана местом встречи не случайно. В прошлом году, будучи председателем ОБСЕ, Казахстан помог «разрулить» очень сложный внутриполитический кризис в Киргизии. Используя возможности Казахстана, сегодня можно реально повлиять и на ситуацию в Афганистане.
Дело в том, что по экономическому сотрудничеству и объемам гуманитарной помощи Казахстан уже является крупнейшим из стран СНГ партнером Афганистана. Кроме того, как заявил помощник госсекретаря США Ричард Баучер, Казахстан может играть лидирующую роль в качестве инвестора для региональных инфраструктурных проектов, в том числе в Афганистане, и «возглавить новый региональный «коридор реформ». Такое лидерство Астаны устроило бы всех, полагает директор ИАЦ МГУ Алексей Власов. Страны ОДКБ и ШОС – потому, что Казахстан прилагает усилия по наращиванию потенциала организаций в целях обеспечения стабильности в регионе. Европу – поскольку прошлогоднее председательство Астаны в ОБСЕ показало способность страны не только генерировать свежие идеи, но и находить баланс интересов. Исламский мир – так как, продолжая входить в руководящую «тройку ОБСЕ», с июля этого года Казахстан председательствует и в Организации исламского сотрудничества. Наконец, для России Казахстан – ближайший союзник, а для США – важнейший партнер по антитеррористической коалиции.
Свести воедино все интересы – задача сложная, но для Астаны, проводящей прагматичную многовекторную политику, вполне выполнимая. По мнению российского эксперта Александра Орловского, Россия и США допустили одну и ту же стратегическую ошибку, поставив в свое время в Афганистане только на одну крупную этническую группу. Первые работали с таджиками, вторые – с пуштунами. Казахстан, фирменным стилем которого является консолидация, пойдет скорее всего путем объединения усилий. Как внутриафганских, так и посреднических.