В красноречии Михаилу Саакашвили не откажешь.
Фото Reuters
Президент Грузии Михаил Саакашвили во вторник посетил молодежно-патриотический лагерь в местечке Анаклия на берегу Черного моря. В отличие от прошлых лет в этом году лагерь получил статус международного – помимо грузинских подростков здесь отдыхают их сверстники из Азербайджана, Армении, Белоруссии и Польши. Поэтому выступление Саакашвили в отличие от прошлогоднего было посвящено не только проблемам Грузии, но и региональным.
Грузинский лидер не удержался и повторил удачное, очевидно, на его взгляд, сравнение между «купающейся в огнях Анаклией» и местом, «которое в нескольких километрах сейчас отделено от остальной Грузии стеной» – там темно, там мрак и ужас, там средневековье. За стеной – Абхазия. Но недалеко то время, когда стена падет и отторгнутый край вернется в состав Грузии.
Речь Саакашвили – еще один примечательный момент – произносил на двух языках. Когда затрагивал конкретные проблемы и заботы Грузии, то говорил на грузинском – иностранцам в это время, судя по распространенным видеокадрам, президентские слова старательно переводили сверстники-грузины. Когда же переходил на более глобальные вопросы или затрагивал тематику стран, чьи посланцы отдыхают в Анаклии, то переходил на русский язык. Так, обращаясь к белорусским подросткам, президент заметил, что «белорусы – суперевропейский народ». «Это способнейший народ, место которого в европейской элите. Он имеет доброжелательные, мирные отношения с соседями, и это мы испытали на себе. Грузия и грузинский народ никогда этого не забудут», – отметил Саакашвили и продолжил на чистом русском, почти без свойственного грузинам акцента: «Я, между прочим, российским лидерам, когда они еще разговаривали со мной, не раз говорил, что если отношения между Россией и Грузией не улучшатся, то могу оказаться последним грузинским президентом, владеющим русским языком, способным цитировать Пушкина, Есенина, Высоцкого, Бродского...» Однако призывы, как сказал сам Саакашвили, остались неуслышанными. Теперь главы государств, не общаясь друг с другом, могут лишь говорить друг о друге. Причем в негативных тонах.
Несколько дней назад президент России Дмитрий Медведев нелестно отзывался о грузинском коллеге перед представителями сразу нескольких СМИ. Во вторник Михаил Саакашвили отплатил той же монетой, выступая перед многочисленной молодежной аудиторией. Причем раскритиковал именно упомянутое выступление российского президента. «Это ненормально, когда 40 минут из 55 Медведев посвятил разговору о Саакашвили... Иногда удивляюсь, почему нам уделяют такое внимание? Несколько дней назад по телевизору заметил, что президент во сто крат большей страны, чем наша, который реально находится в тени другого человека, 39 минут в 55-минутном интервью посвятил мне. Неужели лидеру такой большой страны, пусть с ограниченной властью, больше делать нечего, чем думать столько о президенте Грузии, и где он 40 минут говорит, там, видимо, 40 дней и 40 месяцев до этого им надумано (возможно, Саакашвили подразумевал, что для того, чтобы придумать 40-минутную речь о нем, Медведеву понадобились 40 дней и 40 месяцев. – «НГ»)», – заявил Саакашвили. После чего вспомнил, как «три года назад, в солнечный августовский день, расположенный в трех километрах отсюда лагерь вошедшая армия приняла за военный объект и первое, что сделала, сожгла этот лагерь». «Вся абсурдность нашей ситуации в том, что на этой (грузинской. – «НГ») стороне строится множество мест для отдыха, гостиниц, аквапарков, площадка для гольфа для иностранных туристов, и не только для них. А всего в нескольких километрах воздвигнута стена, за ней стоят танки, там царит безнадежность, бесперспективность, все то, от чего мы пытаемся убежать... У Грузии постоянно имеются проблемы лишь из-за того, что мы хотим быть свободной страной. У кого-то есть потребность строить молодежные лагеря, у кого-то – приехать, сжечь, уничтожить и сровнять с землей построенные другими лагеря», – отметил Саакашвили и уточнил, что некоторым президентам доставляет удовольствие строить новые молодежные лагеря, а другим – уничтожать построенное. Но, по словам грузинского лидера, это преодолимо – Грузия все равно будет строиться и хорошеть, как бы кто-то извне этому бы ни противился. И не только Грузия, а весь регион.
«Недалеко то время, когда Кавказ будет единым», – пообещал Саакашвили. По заявлению президента, придет время, когда кавказские народы будут решать проблемы так же, как жители входящих в Евросоюз государств. «Очень большие проблемы у Азербайджана и Армении, однако я убежден, что придет время, когда Кавказ будет единым. Он имеет все ресурсы, чтобы быть сильным, единым, естественно, с учетом границ, традиций и неповторимости. Кавказские народы будут решать проблемы так же, как жители ЕС, Бенилюкса и скандинавских государств», – заявил Саакашвили.
Грузинский президент, впрочем, не ограничился чистой политикой. На небольшой сцене он предстал с четырехлетним мальчиком, который изрядно развлек собравшихся тем, что без запинки называл столицы предлагаемых ему аудиторией государств. За такими юными эрудитами, как сказал Саакашвили, будущее не только Грузии, но и всего мира.