В Абхазии даже игра в нарды не обходится без неспешных бесед на политические темы.
Фото Григория Тамбулова (НГ-фото)
Пятые президентские выборы состоятся в Абхазии 26 августа. Это досрочные выборы в связи со смертью второго главы республики Сергея Багапша. Кандидатов трое – вице-президент Александр Анкваб, премьер-министр Сергей Шамба, бывший вице-президент, лидер оппозиции Рауль Хаджимба. Сухумские острословы говорят, что исход ясен, и предлагают найти отгадку в слове «Абхазия»: первым президентом был Ардзинба, вторым – Багапш, стало быть, наступила очередь Хаджимбы.
«По большому счету кандидатов двое – Анкваб и Шамба», – сказал «НГ» директор Института стран СНГ Константин Затулин. По его словам, Хаджимба скорее всего возможность дважды упустил, проиграв Сергею Багапшу президентские выборы в 2004 году, будучи их явным фаворитом, и ему же – следующие, уже в роли оппозиционера. «Хаджимба сейчас сделал умный и сильный ход, пригласив в тандем вице-президентом Светлану Джергению – вдову Владислава Ардзинбы. Но вряд ли этого будет достаточно для успеха. Мне кажется, что часть его электората ближе к выборам, взвесив возможности, проголосует за другого кандидата, скорее за Сергея Шамбу. И не последнее значение в этом сыграет желание абхазского народа, все еще не залечившего раны от войны, избежать раскола в обществе», – предполагает Затулин.
С оценкой российского политика в целом согласен депутат парламента Абхазии Роман Бения. По его словам, все три кандидата ведут корректную избирательную кампанию, избегая ненужной остроты. «Был небольшой конфликт между сторонниками Анкваба и Шамбы – как говорится, в любом стаде найдется паршивая овца, может, и не одна. К тому же, по моей информации, стычку спровоцировали нетрезвые люди. Но конфликт был быстро исчерпан», – сказал «НГ» Бения. По словам депутата, ситуация в республике спокойная и, исключая упомянутый случай, все протекает в рамках закона. Роман Бения также считает, что наименьшие шансы на успех у Хаджимбы и фаворитами следует считать Анкваба и Шамбу. «Если грубо поделить общество, то можно сказать, что за Александра Золотинсковича – люди старшего поколения, а за Сергея Мироновича – больше молодые. Но одним туром вряд ли дело ограничится. Разрыв будет минимальный, и победитель скорее всего выявится только во втором туре», – заявил «НГ» Роман Бения.
Источник в абхазском правительстве оказался более категоричен, предсказав победу Сергею Шамбе. По его словам, нынешние выборы схожи с выборами 2004 года, когда решающими оказались голоса национальных общин. Напомним, тогда победу Сергея Багапша, женатого на грузинке, объясняли выбором десятков тысяч жителей Гальского района, населенного преимущественно грузинами. Но сейчас к избирательным урнам будут допущены лишь те, кто обзавелся абхазским паспортом, а таковых в Гальском районе, по оценке собеседника, не больше 3 тыс. человек. Поэтому на нынешних выборах решающими могут оказаться голоса 50-тысячной армянской общины, ибо предпочтения самих абхазов, вероятно, распределятся поровну между всеми кандидатами, а русская и другие общины не столь многочисленны, чтобы их голоса стали определяющими. «Ситуацию понимают все три кандидата, и каждый пытается заручиться поддержкой абхазских армян. По-моему, лучше получается пока у премьер-министра», – заметил собеседник.
Один из лидеров армянской общины, депутат парламента Абхазии Галуст Трапизонян подтвердил происходящее. «В республике зарегистрированы 237 тысяч человек, из них с правом голоса – около 130 тысяч. Понятно, что в таких условиях примерно 30 тысяч армян, имеющих право избирать, могут сыграть чуть ли не решающую роль, особенно если учесть, что голоса абхазов и людей других национальностей, как правило, распределяются примерно в одинаковой пропорции между кандидатами. Наша община тоже не однородна, есть сторонники и Анкваба, и Хаджимбы, но большинство – за Шамбу», – рассказал «НГ» Трапизонян.
Информированный собеседник в Тбилиси сообщил корреспонденту «НГ», что, по его данным, каждый из кандидатов в президенты Абхазии в случае своей победы обещал видным представителям армянской общины теплые места в будущем правительстве, вплоть до министерских портфелей. По его мнению, идиллия в Абхазии ближе к выборам сменится жесткими политическими стычками. «Атмосфера уже меняется. Понимая, что у Шамбы некоторое преимущество, оппоненты пытаются «мочить»: по Сухуми уже ходят слухи о его «гулянках» в Тбилиси с экс-госминистром Грузии Георгием Хаиндравой – они в середине 2000-х возглавляли грузинскую и абхазскую делегации на переговорах. Шамбу пытаются напугать: из шкафа якобы может быть извлечен некий скелет», – сказал «НГ» источник. На вопрос корреспондента «НГ», какого характера могут быть компрометирующие материалы, собеседник ответил: «Ну какой компромат в тех условиях – мог ли сухумский чиновник, дипломат, просто умный человек допустить себе малейшую вольность в Тбилиси, не задумываясь над тем, что в дальнейшем может стать жертвой шантажа?! Ничего не было, хотя, может, в сегодняшней Абхазии осмотр тбилисских достопримечательностей уже является преступлением – я не знаю!»
По его словам, для Грузии по большому счету не имеет значения, кто преуспеет на выборах 26 августа – ни одного прогрузинского кандидата нет, и нынешнее положение вряд ли изменится, хотя каждый из претендентов в своих программах отмечает необходимость нормализации отношений с Грузией. Но ведь нормализацию в Сухуме и Тбилиси на сегодняшний день понимают по-разному.
Грузинский конфликтолог Гоги Хуцишвили полагает, что власти должны изменить свою позицию к Абхазии, а заодно и к Южной Осетии и фактически определить новую стратегию, признающую, что у Грузии конфликт не только с Россией, но и с неподконтрольными автономиями. «Мы должны признать, что у нас есть неразрешенные конфликты с абхазами и осетинами. Чего мы ожидаем от них, когда называем марионетками? От того, если мы сегодня вдруг наладим отношения с Москвой, наши проблемы с Сухуми и Цхинвали никуда не денутся», – заявил «НГ» профессор Хуцишвили. По его мнению, независимо от того, кто победит на выборах 26 августа, в ближайшей перспективе грузино-абхазские отношениях не изменятся.
Оценку грузинского политолога со своей позиции разделяет и Константин Затулин. «Уместно вспомнить, как в 2004 году выборы вопреки многим факторам выиграл Сергей Багапш. Были разные опасения, но он в отношении России со всеми последствиями продолжил линию Ардзинбы. Так и сейчас, независимо от победителя, перемен ожидать не стоит», – заявил «НГ» Затулин. По его мнению, излишни разговоры и о том, что в каком-то из случаев может усилиться или ослабеть турецкий вектор абхазской политики, который в достаточной степени мифологизирован. Завершая же беседу о выборах в Абхазии, директор Института стран СНГ предположил, что одним туром дело не ограничится, значительную роль сыграют голоса национальных общин, а больше шансов стать президентом у Сергея Шамбы. «Как я говорил, местное общество очень боится раскола. Шамба выглядит фигурой, всегда способной к компромиссам. А Анкваб – хороший хозяйственник, но склонный к жесткому руководству, уже в ходе избирательной кампании заговоривший о необходимости крутых кадровых перемен, выглядит способным разворошить муравейник – вряд ли это сыграет ему на руку», – заявил «НГ» Затулин.