Миротворческие инициативы Бронислава Коморовского (слева) нашли отклик не только у Сержа Саргсяна.
Фото Reuters
На минувшей неделе посреднические услуги сторонам приднестровского и карабахского конфликтов предложила Польша. Президент этой страны Бронислав Коморовский посетил Ереван, Баку и Кишинев, где заверил глав государств в том, что использует председательство Польши в Европейской комиссии для решения соответствующих проблем. Эксперты объясняют интерес Варшавы к конфликтам на постсоветском пространстве тупиковой ситуацией на переговорах по их урегулированию и фактическим нежеланием России изменить статус-кво.
В сентябре в Варшаву съедутся президенты пяти стран СНГ – Азербайджана, Армении, Грузии, Молдавии и Украины. Они примут участие в саммите глав государств «Восточного партнерства», организуемом Евросоюзом. В этой программе значится и Белоруссия, но Александр Лукашенко на мероприятие не приглашен: ему запрещен въезд в страны ЕС. Организаторы саммита обещают, что после него у всех участников «Восточного партнерства» появятся новые перспективы. Ожидается, что в Варшаве отдельно будут обсуждены проблемы Приднестровья и Нагорного Карабаха.
В Кишиневе, где Коморовский встретился с и.о. президента Молдавии Марианом Лупу, предложение польского лидера восприняли с благодарностью. Здесь считают, что чем больше будет европейская поддержка, тем меньше станет поле для маневра у руководства Приднестровья. Молдавские власти рассчитывают на давление ЕС на Тирасполь и одновременно – на ослабление роли России на непризнанную республику. Однако, заметил «НГ» руководитель Центра СНГ Института актуальных международных проблем Сергей Жильцов, несмотря на активизацию Польши на приднестровском направлении, прорыва в переговорном процессе по урегулированию конфликта не произойдет. По той причине, что в последнее время не отмечается никакого движения сторон друг к другу. А также из-за того, что «России выгодно сохранить в этом регионе статус-кво». Что касается Польши, то, по словам эксперта, она пытается заработать политические очки на теме урегулирования приднестровского конфликта. Тем более что посредником в этом процессе является Украина, а Польша ее особо опекает в ЕС, как Румыния – Молдавию.
С этим нетрудно согласиться, если принять во внимание отношения Кишинева и Тирасполя в последние пять лет: переговоры между ними заморожены, с подачи Молдавии Приднестровье находится в экономической блокаде, телефонная связь и железнодорожное сообщение между сторонами отсутствуют. На минувшей неделе МИД Приднестровья заявил, что если молдавские полицейские не перестанут преследовать жителей региона с российскими и украинскими паспортами (таких соответственно 150 и 100 тыс.), то Тирасполь примет адекватные меры. То есть начнет задерживать граждан Молдавии с правого берега Днестра. Говорить при таком настрое о разблокировании переговоров в ближайшее время не приходится, тем более – об окончательном урегулировании конфликта.
С благодарностью восприняли миротворческий порыв Комаровского и в Баку, и в Ереване. Но насколько он окажется продуктивным, следует, очевидно, «вычислить» из заявлений азербайджанского и армянского президентов. А у Ильхама Алиева и Сержа Саргсяна – у каждого своя правда. Так, Алиев в очередной раз повторил: «Азербайджан никогда не смирится с утратой Карабаха... Этот конфликт – самая большая угроза и несправедливость для региона... Скорейшее решение вопроса на основе норм международного права, в рамках территориальной целостности принесет в регион мир, сотрудничество, и в этом случае все процессы будут развиваться... в позитивном направлении».
«Карабахский народ рассчитывает на содействие ЕС в вопросе укрепления демократии в республике», – сказал Серж Саргсян на совместной с Коморовским пресс-конференции в Ереване. По его словам, народ НКР ждет этой поддержки уже 17 лет, и за это время в республике три раза проходили президентские выборы, и ни один из избранных президентов не получал власть по наследству. «Избранные власти Нагорного Карабаха никогда не позволяют себе делать оскорбительных заявлений в адрес азербайджанского народа, что делает им честь, в отличие от руководства соседней страны (Азербайджана. – «НГ»), которое, конечно, может выражаться членораздельно, но скрывать свою ненависть не в состоянии. Как известно, наполненный враждой и ядом человек не может принимать правильных решений, и в этом контексте помощь Евросоюза Нагорному Карабаху просто необходимa», – сказал Саргсян.
Вряд ли такие заявления лидеров враждующих государств способны повысить оптимизм как у предлагающего посреднические услуги польского президента, так и у нынешних посредников по карабахскому урегулированию. В отличие от представителей властей Азербайджана и Армении, соблюдающих этикет, а потому «высоко оценивающих» любое пожелание оказать помощь, в экспертных сообществах конфликтующих сторон все чаще поговаривают об элементарном политическом лицемерии, бессилии посредников, громкими заявлениями пытающихся доказать свою необходимость и оправдать получаемый кусок хлеба.
«В рамках Минской группы (МГ ОБСЕ курирует армяно-азербайджанский переговорный процесс. – «НГ») страны-сопредседатели больше ищут механизмы защиты своих меркантильных и геополитических интересов, чем защиты населения стран Южного Кавказа», – заявил азербайджанский политолог Зардушт Али-Заде. В том же духе оценил ситуацию «НГ» бывший советник главы МИД Нагорного Карабаха Арсен Мелик-Шахназаров, считающий, что международному сообществу в разрешении проблемы не хватает воли, а то и вовсе желания: «В Уставе ООН указана приоритетность права народа на самоопределения над территориальной целостностью... Ясно, что вокруг Карабаха идет игра и ни к чему хорошему это не приведет».
Не менее скептичен в отношении миротворческих инициатив и, в частности, в вопросе карабахского урегулирования политический аналитик, эксперт Фонда Карнеги Томас де Ваал. Он считает недостаточно проработанными документы, которые посредники предлагают к подписанию. Именно это, по его мнению, стало одной из причин того, что азербайджанская сторона провалила недавний саммит в Казани, от которого результата ожидал не только президент России, инициировавший его, но и главы других государств-посредников. «Непонятно, почему руководство Азербайджана подняло эти вопросы не заранее, а только на встрече, от которой Запад ждал прорыва?» – задается вопросом эксперт и сам же отвечает на него. Перечисляя ряд факторов, по которым Азербайджан не соглашается на быстрое решение карабахской проблемы, де Ваал среди них называет уверенность Баку в том, что региональная гонка вооружений обанкротит Армению и спустя несколько лет она вынужденно пойдет на уступки. «Однако в глазах любого эксперта, следящего за процессом урегулирования конфликта, эти убеждения не выдерживают критики, – цитирует де Ваала радио «Свобода». – Армяне, в свою очередь, парируют: Армения сегодня является более сильным государством, чем была 20 лет назад, и может всегда надеяться на серьезную помощь диаспоры. Кроме того, годы укрепляют пока непризнанную государственность самого Нагорного Карабаха, в котором большая часть людей в возрасте до 30 лет в жизни не видела азербайджанца».