Голосуй не голосуй – жизнь легче не становится.
Фото автора
ЦИК Киргизии отказал в аккредитации 11 информационным агентствам, заметив, что это не СМИ и присутствие их в комиссии и на избирательных участках необязательно. К особенностям национальных выборов киргизские журналисты отнесли и запрет для кандидатов публиковать снимки, на которых они запечатлены с иностранными чиновниками. Вдруг они там с Путиным или Назарбаевым?
Выборы по-киргизски – своеобразное блюдо, рецепт которого сложился за 20 лет независимости республики. Приготовление обычно занимает около трех месяцев. В рецепт традиционно входят: кандидаты разной степени законопослушности, использование административного ресурса, полупустой бюджет, регулярные поездки к более богатым соседям за спонсорской помощью, митинги, пикеты, перекрытия дорог, тонны компромата, месяцы подковерных интриг. За неделю-две до готовности добавляют создание немыслимых союзов, обмен обвинениями и дачу заведомо невыполнимых обещаний. На гарнир – покупка голосов, фальсификации в ходе избирательного процесса и, наконец, мучительное подведение итогов в ЦИКе с сомнительными результатами в итоге.
Нынешние президентские выборы, до которых осталось чуть более трех месяцев, похоже, четко соответствуют этому рецепту. Официально желание побороться за пост главы государства подтвердили 22 кандидата. За оставшиеся до окончания регистрации 20 дней список могут пополнить не менее 10 претендентов. Выбор жителям Киргизии предлагается, что называется, на любой вкус – в списке можно обнаружить депутатов, чиновников, военных, бизнесменов, правозащитников, судей, фермеров и даже редактора газеты. Больше всего среди кандидатов безработных. Пять человек, видимо, намерены решить проблему с трудоустройством, став президентами. Откуда у людей, официально не имеющих места работы, найдутся деньги на обязательный для кандидатов взнос (около 2200 долл.) и оплату последующей предвыборной агитации, неизвестно. Политические предпочтения кандидатов также отличаются разнообразием: в списке есть коммунист, демократ, центрист, пара националистов, исламист, «зеленый», сторонники «сильной руки» и либералы.
Пока список примечателен тем, что большинство местных «тяжеловесов» в нем отсутствуют – известные политики предпочитают тянуть время, нагнетая интригу и обещая принять решение, только «посоветовавшись с народом». В том, что заранее отобранные представители «народа» примут правильное решение, сомневаться не приходится.
Участников президентской гонки можно разделить на три условные группы: группа «А» – около пяти человек, имеющих опыт, связи, финансы, поддержку и соответственно наибольшие шансы на победу. Цель – победа на выборах. Группа «Б» – десяток кандидатов, вероятность победы которых не превышает 5–7%. Сами шансов сесть в кресло президента практически не имеют, но могут сыграть важную роль, поддержав кого-то из «А». Цель – сделать себе рекламу и максимально удачно «продаться». Оставшиеся претенденты относятся к группе «В» – массовка с нулевыми шансами на победу. Данные люди в первую очередь станут удобным инструментом в руках «старших товарищей» для слива компромата на конкурентов. Цель – заработать деньги и реализовать бизнес-интересы, обслуживая интересы «А» и «Б».
Ярким примером соискателя на пост президента Киргизии является скандально известный в прошлом «угольный король» Нурлан Мотуев. Около пяти лет назад он захватил угольный разрез «Кара Кече», позже провел несколько месяцев в СИЗО, сейчас руководит Союзом истинных мусульман. «Киргизский Жириновский» обещает «построить исламское государство, вместо Конституции ввести шариат». Местным СМИ Мотуев уже сообщил, что на выборы идет «при поддержке богобоязненных мусульман, прогрессивных, хорошо понимающих религиозную науку, терпимых, моджахедов и радикальных мусульман».
Нынешние выборы пройдут с несколькими любопытными нововведениями: пришедшие в прошлом году к власти под лозунгом демократических реформ и борьбы с цензурой оппозиционеры озаботились главным образом тем, чтобы оградить местную политическую кухню от влияния извне (читай – из России). На местных ретрансляторов возложили ответственность за содержание зарубежных каналов, теперь они будут давать российские новости и общественно-политические передачи в записи, после проверки на наличие агитации. Свежеизбранный ЦИК лишил аккредитации на выборах всех представителей информагентств. Чиновники решили, что информагентства к СМИ не относятся, а соответственно права на агитацию не имеют. Ограничения коснулись и самих кандидатов – в отличие от прошлых выборов теперь претенденты на президентское кресло не могут использовать в агитации фотографии или съемки, где они в компании с чиновниками других государств. Это означает, что больше на улицах Бишкека билбордов с Владимиром Путиным и кем-то из местных политиков не будет.
Бишкек