Россия разыгрывает с Украиной партию, стремясь втянуть ее в тройственный союз.
Фото Reuters
Вчера стало известно о результатах проводившейся с начала июня проверки украинских предприятий, поставляющих мясную и молочную продукцию в Россию. Комиссия Россельхознадзора обнаружила нарушения, позволяющие запретить большинству экспортеров работать не только на российском, но также на белорусском и казахстанском рынках. Эксперты в Киеве уверены, что со стороны Таможенного союза (ТС) начинается торговая война против Украины, не желающей присоединиться к объединению.
За месяц российские контролеры проверили 32 украинских предприятия. Хотя в июне украинские чиновники оптимистично заявляли о скором расширении сотрудничества и увеличении украинской доли продуктов на российском рынке, в итоге для 28 предприятий были запрещены или ограничены поставки продукции на территорию ТС. Вчера информагентства со ссылкой на пресс-службу ведомства обнародовали подробный перечень попавших в черный список. Среди них оказалась даже крупнейшая российская компания, владеющая молокоперерабатывающими заводами в Украине. Столь жесткого решения проверяющих не было уже несколько лет.
В 2006 году Россия впервые применила санкции к украинским производителям, тотально запретив им поставки мяса и молочной продукции. В ходе длительных и тяжелых переговоров на политическом уровне ситуацию удалось частично урегулировать: Россельхознадзор начал регулярно проверять украинские предприятия, некоторые из них получили разрешение возобновить поставки в Россию.
«В тот момент удар можно было назвать сокрушительным: сотни украинских производителей поставляли продукцию в Россию и до торговой войны даже не пытались подстраховаться поиском новых рынков. Часть обанкротилась, некоторые были выкуплены крупными международными компаниями, многие все же переориентировались на поставки на другие рынки – Кавказ, Балканы и страны Балтии, даже Ближний Восток. С Россией в настоящий момент работают уже не сотни, а десятки украинских компаний», – рассказал «НГ» директор консалтингового агентства «ААА» Сергей Наливка.
Для тех, кто все же поставляет продукцию в страны СНГ, решение Россельхознадзора не было неожиданным. Руководитель одной из крупных украинских молочных корпораций неофициально пояснил газете, что первый сигнал к новой торговой войне прозвучал в середине июня, когда отраслевое объединение российских молочных предприятий предложило правительству ограничить импорт из Украины. «Формально причиной было указано, что в украинской продукции содержится пальмовое масло. Но, во-первых, в той продукции, которая экспортируется в Россию, его нет – ведь Россельхознадзор жестко контролирует качество. Во-вторых, в России использование пальмового масла не запрещено, как и в Украине, при производстве отдельных видов продукции – спредов, например. Только в нашу страну сырье завозится без пошлин, а к соседям – с пошлинами, что удорожает российскую продукцию. В-третьих, сложные анализы, позволяющие выявить наличие пальмового масла, насколько мне известно, так никто и не проводил. А что касается качества молока, то в Украине оно принципиально не отличается от российского», – пояснил бизнесмен. Он убежден, что российские молочники попытались, закрыв свой рынок, решить проблему сезонного затоваривания. «Летом много молока, а закупочные цены в Украине значительно ниже, чем в России. У них скопилась продукция – они хотят ее продать. Осенью-зимой, когда молока станет меньше, Россельхознадзор откроет рынок – скажут, что их замечания учли», – предположил собеседник «НГ».
Сергей Наливка тоже сомневается, что причиной жесткого решения стал вопрос качества продукции. Он отметил, что по роду деятельности лично знаком с особенностями производства на разных предприятиях: «У нас, возможно, более жесткий контроль, чем даже в России. Проверяют и государственные ветеринарные, санитарные службы, причем на разных уровнях. И зарубежные владельцы крупных предприятий, закупившие новейшее оборудование и на всех этапах проверяющие качество. И с третьей стороны – Россельхознадзор». Эксперт подчеркнул, что многие производители возмущены: «Что ни делай, а вопрос, разрешат поставлять продукцию в Россию или нет, решается в режиме «русской рулетки». Поэтому знакомые владельцы мясо-молочных предприятий давно ориентируются на поставки в ЕС. Конечно, процедура сертификации продукции там гораздо сложнее, но если уж ты получил разрешение – можешь не опасаться политического влияния на бизнес».
Руководитель украинского Института публичной политики Виктор Чумак подтвердил «НГ», что не только сельскохозяйственный сектор мечтает о европейском рынке. «Партнеры по СНГ то закрывают, то открывают рынки для производителей карамели, сахара, для продукции металлургии, химического комплекса. Невозможно долго работать в условиях, когда экономические механизмы давления могут быть в любой момент применены для достижения политических целей», – пояснил он «НГ», сказав, что представители крупного и среднего бизнеса в Украине считают сотрудничество с Россией рискованным по причине политической нестабильности межгосударственных отношений. Чумак выразил мнение многих политологов и бизнесменов: «Торговые барьеры – это только средство, механизм, который в данном случае должен показать официальному Киеву невыгодность отказа от вступления в Таможенный союз. Но подобные меры не просто раздражают, они дают противоположный результат. Россия в свое время способствовала тому, что Украина выбрала евроинтеграцию как стратегическое направление внешней политики. Сейчас они, по сути, подталкивают нас активнее двигаться в этом направлении». По мнению эксперта, в экономическом смысле у официального Киева нет дилеммы выбора, ориентация на торгово-экономическое сближение с ЕС остается приоритетной. «Украинская власть не может принять только необходимость коренного изменения внутренней политики в рамках евроинтеграции. Если у нас понятия «демократия», «верховенство права», «защита прав собственности» – это декларации, то для европейцев они – не пустые слова. И вот только в этом измерении у нас пока есть объединяющие нити со многими партнерами по СНГ. Но и эта связь может порваться», – отметил политолог.
Киев