Туркменский город Абадан, пострадавший в четверг от взрывов на местном арсенале, будет отстроен заново. Такое решение принял вчера президент страны Гурбангулы Бердымухамедов на заседании правительственной комиссии по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации. Между тем, еще днем раньше власти отрицали серьезность происшествия, стараясь оттенить его более сенсационным заявлением: глава государства предложил эмигрировавшим в разные годы за рубеж туркменским оппозиционерам принять участие в президентских выборах, которые должны состояться в феврале 2012 года.
Власти Туркмении, несмотря на произошедшие трагические события, продолжают готовиться к президентским выборам. Именно так расценил заявление президента Бердымухамедова лидер Республиканской Партии в изгнании Нурмухаммед Ханамов. Напомним, что на расширенном заседании кабмина, посвященном вопросам восстановления Абадана, президент Бердымухамедов, по информации France Press, пригласил оппозицию принять участие в выборах главы государства. «Мы готовы к диалогу и с группами, называющими себя оппозицией. Если кто-то из их представителей пожелает принять участие в предстоящих президентских выборах, он может спокойно приехать в Туркменистан. Я гарантирую, что для них, как и для граждан нашей страны, будут созданы равные условия и возможности для участия в выборах», – сказал туркменский лидер.
«Это не первое предложение президента оппозиции вернуться на родину. Но я этому заявлению не верю, поскольку это всего лишь пиар перед выборами», – сказал «НГ» по телефону из Вены Нурмухаммед Ханамов. По его словам, после прошлогоднего приглашения Бердымухамедова, представители туркменской власти попытались не допустить участия туркменских оппозиционеров в ежегодной конференции ОБСЕ в Варшаве в октябре 2010 года. Верить в искренность слов туркменского президента, как считает оппозиционер, нельзя. «Если мы поверим и вернемся на родину, нас, лидеров оппозиции, осужденных в ноября 2002 года по обвинению в терроризме и государственной измене, тут же посадят в тюрьму. Например, я и Оразов (Худойберды Оразов – председатель оппозиционного движения «Ватан» (Родина), проживающий ныне в Швеции) осуждены пожизненно. Поэтому, прежде всего, необходимо снять с нас эти обвинения и вынести оправдательный приговор или назначить пересмотр дела. Причем, сделать это должен не туркменский суд, а международный. Только тогда мы сможем доказать нашу невиновность», – сказал Ханамов.
Вместе с тем, туркменский политик сообщил «НГ», что он намерен встретиться с туркменскими дипломатами в Австрии, чтобы обсудить предложение Бердымухаммедова с тем, чтобы начать диалог оппозиции с властью. «До сих пор, все попытки поговорить с представителями власти успеха не имели. Услышав фамилию Ханамов, они просто бросали трубку. А ведь в России и Европе насчитывается более 10 туркменских оппозиционных политических партий и общественных движений. Это сила», – сказал оппозиционер. По его словам, туркменская оппозиция намерена собраться на съезд, аналогичный узбекскому. Напомним, узбекские оппозиционеры, проживающие на Западе, объединились и провели в конце мая в Берлине курултай, в ходе которого выработали программу совместных действий.
Вместе с тем, лидер Республиканской партии понимает, что рассчитывать на участие в выборах они не могут. Поскольку в принятом в начале июня законе «О выборах президента» говорится, что «кандидатом в президенты Туркмении может быть выдвинут гражданин Туркмении, родившийся в Туркмении, не моложе сорока лет и не старше семидесяти лет, владеющий государственным языком, в течение предшествующих 15 лет постоянно проживающий в Туркмении и работающий в государственных органах, общественных объединениях, на предприятиях, в учреждениях, организациях». «Это игра, рассчитанная на Запад», – сказал Нурмухаммед Ханамов.
Между тем, вчера, как сообщает пресс-служба президента, Бердымухамедов распорядился оказать материальную помощь семьям пострадавших в результате взрывов на оружейном складе. А на месте старого города Абадан возвести фактически новый город, отвечающий всем современным требованиям. Виновником трагедии объявили министра обороны генерал-майора Бегенча Гундогдыева и разжаловали его до полковника. Всех других причастных к происшествию глава государства потребовал привлечь к ответственности, лишив их воинских званий – вплоть до увольнения из рядов Вооруженных Сил и отдачи их под военный трибунал в зависимости от степени их виновности в возникновении чрезвычайной ситуации.