Все, что касается контактов с первыми лицами России, за эти двери не выходит.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Пятое заседание украинско-российской межгосударственной комиссии на уровне президентов, которое планировалось на сегодня, сдвигается в сроках примерно на месяц. Если в 2010 году Виктору Януковичу и Дмитрию Медведеву удалось провести два заседания комиссии, то в этом году даже одна встреча переносится во второй раз. Украинские эксперты делают вывод: межгосударственные отношения в тупике.
Этим объясняется как непубличный характер договоренностей, так и противоречивость информации, которой располагают чиновники из ответственных ведомств. Повестка дня президентской комиссии уже второй год почти не меняется: блок газовых вопросов, обновление условий базирования Черноморского флота, определение морских границ, направления сотрудничества в стратегических отраслях.
За скобки официальной тематики вынесен самый важный вопрос, без которого не решаются все остальные проблемы, – о векторе внешней политики Украины.
Эксперт Института Горшенина Владимир Застава сказал «НГ», что речь идет не о формальном выборе между членством в Таможенном союзе (ТС) СНГ и подписанием соглашения о зоне свободной торговли (ЗСТ) с Евросоюзом. «Уже примерно через год можно говорить об ассоциированном членстве Украины в ЕС. Это переведет нашу страну в совершенно иной статус. Государство перестанет быть обломком бывшего СССР, а перейдет на стандарты ЕС во всех сферах жизни. Россия не может спокойно наблюдать за развитием ситуации. Ведь одно дело сейчас – добиваться своего, шантажируя Киев высокими ценами на газ, и совершенно другое – пытаться действовать так по отношению к государству, являющемуся частью ЕС. Многие эксперты в Украине, согласно опросам Института Горшенина, считают, что такой острой фазы в украинско-российских межгосударственных отношениях не было еще никогда», – сказал Застава.
Он отметил, что разнонаправленные информационные волны объясняются частично умышленными провокациями, которые являются формой давления на партнера. А частично – растерянностью чиновников, ответственных за украинско-российское направление сотрудничества. «И в России, и даже в Украине для многих неожиданностью стало то, что с приходом новой команды власти во главе с Януковичем наши межгосударственные отношения не улучшились, а в чем-то даже обострились. Если при Ющенко конфликты возникали в гуманитарной сфере и носили политический характер, то при Януковиче противоречия касаются экономических вопросов, в которых уступки и компромиссы чреваты потерей суверенитета», – отметил эксперт. Он добавил, что в таких условиях переговоры глав государств действительно бессмысленны, ибо нет договоренностей, которые могли бы быть оформлены в виде документов.
Между тем в начале месяца, когда в Одессе состоялись переговоры министров иностранных дел Украины и РФ Константина Грищенко и Сергея Лаврова, прессе сообщили, что стороны в целом согласовали два принципиальных вопроса – о линии морских границ и совместном использовании Керченского пролива, а также о содержании готовящейся уже год Декларации о стратегическом партнерстве Украины и РФ. Как раз по итогам той встречи было объявлено, что заседание межгосударственной комиссии состоится в конце июня.
Правда, в марте, когда в Киеве побывал первый вице-премьер-министр РФ Игорь Шувалов, тоже много говорилось о готовящемся очередном прорыве в двусторонних отношениях, который планировалось оформить в соглашениях на уровне президентов в апреле. Хотя Медведев и Янукович встретились в назначенное время, но только в рамках мероприятий, посвященных годовщине аварии на Чернобыльской АЭС. Чиновники, готовившие так и не состоявшееся весной заседание украинско-российской межгосударственной комиссии, неформально сообщили, что дату его проведения перенесли из-за недовольства российской стороны тем, как украинские партнеры выполняют ранее взятые обязательства.
Руководитель Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский подтвердил, что претензии российской стороны обоснованы: взаимовыгодные проекты, о которых говорилось еще год тому назад, до сих пор не реализованы, а представители украинской партии власти делают противоречивые заявления, раздражающие Россию. В качестве примера он привел взаимоисключающие позиции разных членов Партии регионов относительно создания совместного органа по управлению газотранспортной системой Украины: «Некоторые члены правящей партии считают наиболее приемлемым выходом из ситуации возрождение идеи консорциума, который позволяет не просто снизить цену на газ для Украины, но также привлечь европейские структуры к финансированию модернизации ГТС и расширения ее пропускной способности. Другие члены той же партии в унисон с оппозицией говорят, что Россия, шантажируя Украину ценами на газ, пытается едва ли не отобрать у нас ГТС».
Эксперт считает, что газовая тематика, запутывающая весь переговорный процесс, должна быть вынесена за рамки политического диалога. Эта проблема вынуждает власть юлить: «Украина, как оказалось, не готова не только четко заявить о своем выборе между Таможенным союзом и зоной свободной торговли с ЕС, но даже объяснить причины и мотивы, которые определяют этот выбор. Вместо этого прибегли к эвфемизмам, стали говорить намеками – формула «3+1» и тому подобное».
Погребинский особо отметил, что такая ситуация сложилась по причине зависимости украинской власти от крупных бизнес-групп, для которых цена газа определяет уровень прибыли. Что касается других проектов – в авиа- и судостроении, атомной энергетике, – то их тормозит общая неопределенная атмосфера в межгосударственных отношениях. «Если представить себе, что Украина завтра объявила бы об отказе от идеи евроинтеграции, крупные отраслевые проекты были бы мгновенно реализованы – в России есть свободные инвестиционные ресурсы, есть возможности договориться с западными партнерами, есть экономическая заинтересованность», – предположил эксперт, сказав, что сейчас российская власть сама тормозит выгодные обеим сторонам проекты, чтобы вынудить Украину согласиться на перемену вектора внешнеполитической интеграции.
Владимир Застава считает, что давление с российской стороны приводит к противоположному результату: «Киев вынужден усиливать свою позицию в первую очередь сближением с ЕС. При президенте Януковиче, которого принято считать пророссийским политиком, страна продвинулась в вопросе евроинтеграции значительно больше, нежели при прозападном Ющенко». Говоря об усложняющихся украинско-российских отношениях, он допустил, что Киев избрал тактику выжидания: «Оставить все как есть и посмотреть, что будет. В конце концов, в России в следующем году президентские выборы, многое может измениться».
Руководитель Института публичной политики Виктор Чумак уверен, что вне зависимости от имен государственных лидеров отношения останутся потенциально конфликтными: «Все дело в цели каждого из государств по отношению друг к другу. Россия стремится закрепить Украину в орбите своего влияния, в рамках русского мира. Флот, газ, условия торговли, участие в интеграционных объединениях – это только рычаги давления, механизмы. С украинской стороны по отношению к России ставится цель получить выгоду в виде приемлемых цен на энергоносители при сохранении максимальной независимости – и в сфере распоряжения собственностью, и в гуманитарных вопросах». Эксперт считает, что совмещение этих двух векторов невозможно: «Президент Украины не согласится ограничить свою власть, превратившись в губернатора российской провинции. Поэтому межгосударственные переговоры зашли в тупик», – сказал Чумак.
Он разделил мнение Погребинского, что на ситуацию серьезно влияют крупные бизнес-группы. «Ситуация с газом не является критической для Украины как государства, но опасна для тех олигархов, которые контролируют наиболее энергоемкие стратегические предприятия. Этот вопрос можно решить, дав олигархам возможность напрямую покупать газ у «Газпрома», – сказал Чумак.
Вместе с тем эксперты приходят к выводу, что и украинская, и российская власти не заинтересованы в обнародовании проблем и конфликтов, возникающих в межгосударственных отношениях. Поэтому стороны избрали тактику затягивания переговоров и перевода их в непубличную сферу.
Киев