Утверждением, что войну в Южной Осетии начала грузинская сторона, Эрик Фурнье вызвал негодование Тбилиси.
Фото PhotoXPress.ru
МИД Грузии намерен вызвать французского посла в Тбилиси Эрика Фурнье для получения пояснений по поводу его интервью журналу «Тбилиселеби» («Тбилисцы»). Дипломат обвинил грузинскую сторону в развязывании войны в Южной Осетии. «НГ» стало известно, что МИД также намерен выразить обеспокоенность продажей Францией авианосца «Мистраль» России. Грузия опасается, что мощный корабль может быть применен российской стороной в случае повторения военных действий.
Новый скандал разразился, когда только затих конфликт между Тбилиси и Парижем, вызванный недавним заявлением президента Франции Николя Саркози о том, что Москва целиком и полностью выполнила пункты соглашения о прекращении огня, остановившего пятидневную войну в Южной Осетии в 2008 году. Виновными объявили журналистов, якобы перевернувших слова французского лидера и вырвавших их из некоего контекста. Это путаное обвинение в адрес СМИ осталось непонятным. Факт же состоял в том, что официальный Тбилиси возмутился фразой Саркози, указав, что Россия не то чтобы выполнила все шесть пунктов мирного соглашения, но наоборот: не вывела войска из Грузии, а усилила военное присутствие в «оккупированных грузинских автономиях – Абхазии и Южной Осетии», создав там мощные базы.
Стороны по разному подходят к этому пункту соглашения Медведева–Саркози, в котором прописано обязательство Грузии и России отвести войска на позиции, которые они занимали до 8 августа 2008 года, когда тлеющий конфликт в Цхинвальском регионе перерос в полномасштабные военные столкновения. Тбилиси видит необходимость вывода Россией подразделений из неподконтрольных автономий. Москва указывает на изменение геополитической ситуации в регионе, выражающееся в признании ею и несколькими странами суверенитетов бывших автономий, а также в заключенных двусторонних договорах, по которым Россия является гарантом безопасности Абхазии и Южной Осетии.
Вообще, отношения Тбилиси и Парижа после 2008 года постепенно ухудшались. Деятельность Николя Саркози в дни войны грузинская сторона оценивала поначалу высоко, но в дальнейшем пересмотрела ее, посчитав, что он допустил в документе двусмысленности, которые стали выходить Грузии боком. Ситуация усугубилась, когда почти год назад просочились первые сообщения о готовящейся сделке по продаже России авианосца «Мистраль». В те дни споксмен правительства, вице-премьер Темур Якобашвили заявил «НГ», что грузинская сторона, проанализировав ситуацию, пришла к выводу о том, что очень велика вероятность того, что «Мистраль» получит «прописку» в Черном море, и, дескать, понятно, против кого он может быть использован – со всеми странами черноморского бассейна у России нормальные отношения, кроме Грузии.
Тревогу Тбилиси поддержал Вашингтон. Однако французская сторона объявила, что говорить о сделке как о состоявшейся преждевременно, да и вообще негоже кому-то третьему вмешиваться в двусторонние отношения Парижа. Процесс купли-продажи авианосца затянулся и был доведен до конца буквально на днях. И пока Тбилиси осмысливал произошедшее, подоспело скандальное интервью посла Эрика Фурнье, «крамольный» фрагмент которого в эти дни процитировали практически все грузинские СМИ: «В Грузии ищут ответственность за войну не там, где ее нужно искать. Кто начал войну? Кто первым выстрелил в направлении Цхинвали? Вы не сможете заново написать историю и искать ответственность в другом месте, а не там, где она есть. Если копнуть немного глубже, то должны потребовать разъяснений у меньшевистской республики (Грузии. – «НГ»), которая в 1921 году истребила осетинское население, а не во Франции и другой стране». Такое заявление в Грузии не могло пройти незамеченным. Не понравилась и оценка Фурнье грузинских реформ: некоторые из них, поддержанные ЕС, в частности судебная, проводится безрезультатно. Впрочем, отзыв о реформах – это мелочь.
Известный европейский эксперт по странам бывшего СССР Александр Рар считает закономерной активную политику Тбилиси в отношении западных партнеров, ибо «у него своя правда». «И эту линию грузинские власти будут продолжать. Ее корень надо искать в отторжении Абхазии и Южной Осетии и в том, что Европа, в теле которой эти занозы, понемногу начинает смотреть как бы сквозь пальцы на признание их суверенитетов. В Тбилиси же понимают, что заполучить обратно утраченные территории с каждым годом труднее. Резкими заявлениями и демаршами при подходящих случаях они напоминают о своей проблеме. Эта политика напоминает ту, которой придерживалась ФРГ после Второй мировой войны, прерывавшая отношения с государствами, признававшими ГДР. И пока у власти Саакашвили, подобные «взрывы» со стороны Тбилиси ожидаемы», – сказал «НГ» Рар.