Гордости украинской оборонки – харьковскому Заводу имени Малышева – угрожают банкротством.
Фото с сайта www.armor.kiev.ua
На этой неделе Хозяйственный суд Харьковской области возбудил дело о банкротстве одного из крупнейших предприятий украинского ОПК – харьковского государственного предприятия «Завод имени Малышева». Эксперты предполагают, что до банкротства не дойдет, поскольку истцом выступает тоже государственное предприятие – Львовский бронетанковый ремонтный завод. Однако ситуация свидетельствует, что попытки украинской власти реорганизовать управление всем комплексом ОПК пока терпят фиаско.
Представители обоих участников судебного разбирательства не комментируют вопросы, связанные с делом о банкротстве: вопросы финансовых отношений, тесно связанные с международными оборонными контрактами, не подлежат разглашению. Но источник, осведомленный о положении дел на харьковском предприятии, неофициально пояснил «НГ», что харьковский и львовский заводы сотрудничают при выполнении крупнейших заказов на производство бронетехники. «Куратором всех оружейных сделок выступает созданный в декабре прошлого года госконцерн «Укроборонпром». Через него проходят заказы», – пояснил источник. Он отметил, что деньги, поступающие на выполнение контрактов, тоже распределяются централизованно: «Если харьковский завод что-то недополучил, то и с партнерами вовремя рассчитаться не смог», – допустил собеседник.
О масштабах контрактов можно судить по тому, что Завод имени Малышева является главным исполнителем подписанного в 2009 году контракта на поставку 400 единиц бронетехники в Ирак. Сейчас условия контракта еще не выполнены, а завод параллельно выполняет ряд государственных заказов. Речь, в частности, идет о производстве партии танков «Оплот», модернизации танков до уровня боевой машины «Булат». Весной СМИ сообщили о новых готовящихся международных контрактах. Помимо танков и бронетехники завод производит оборудование для топливно-энергетического комплекса, дизельные двигатели и двигатель-генераторы для железнодорожного транспорта, автотранспорта и судов, автономные источники энергоснабжения на основе дизель-генераторов и газовых мотор-генераторов, бурошнековые комплексы для шахт.
Несмотря на обилие контрактов и загруженность работой, завод переживает не лучшие времена. Харьковские СМИ регулярно сообщают о перебоях с выплатой зарплат, о протестах рабочих, после которых весной было принято решение о сокращении штата. Ситуация столь осложнилась, что к решению долговых проблем завода подключились и местные власти, и «Укроборонпром».
Один из военных экспертов сказал «НГ», что многие вопросы с крупнейшим предприятием непросто решить из-за финансовых злоупотреблений, допущенных прежним руководством. Летом прошлого года стало известно, что расследованием по этому поводу занялась Служба безопасности Украины (СБУ). Управление СБУ в Харьковской области возбудило уголовное дело по факту растраты должностными лицами завода государственного имущества в особо крупных размерах. Итогом залоговых манипуляций при получении кредитов стала потеря заводом центральной лаборатории, без которой нормальная работа предприятия невозможна. С тех пор руководство завода несколько раз менялось, а вся отрасль пережила реструктуризацию. Однако старые проблемы до сих пор дают о себе знать.
Финансовые аналитики отмечают, что смысл возбуждения дела о банкротстве государственного предприятия может заключаться в упорядочивании его долговых обязательств. «Хозяйственный суд выяснит, перед какими структурами накопились долги, в какой очередности их требуется погашать. На работе завода это не скажется», – уверен источник «НГ».
Руководитель военных программ Центра имени Разумкова Николай Сунгуровский не уверен, что картина столь безоблачна, но не исключил, что харьковский завод может быть действительно доведен до банкротства. Правда, в таком случае к решению проблемы должны будут подключиться госорганы, в том числе Верховная Рада. Сунгуровский считает, что ситуация вокруг Завода имени Малышева свидетельствует о несовершенстве существующей системы управления ОПК. «С одной стороны, максимальная централизация, ради которой создавался «Укроборонпром», позволяет заниматься хозяйственной деятельностью, упорядочить ситуацию в отрасли. С другой стороны, минусом является централизованное распределение финансовых потоков, в результате которого производители зачастую сидят на голодном пайке». В таких условиях ОПК неизбежно деградирует, признал Сунгуровский.
Эксперты допускают, что нынешняя ситуация – только пробный камень в деле объединения украинского и российского ОПК. Идею более тесной кооперации двух стран, которые до сих пор выступали конкурентами на внешних рынках, неоднократно озвучивал премьер-министр РФ Владимир Путин. В Украине идея встречает и политическое сопротивление, и законодательные преграды: право госсобственности на предприятия оборонки не подлежит пересмотру. Однако один из депутатов Верховной Рады вчера сказал «НГ», что законопроект о корпоратизации, акционировании и приватизации предприятий ОПК уже готовится. «Осенью состоится посвященное этой теме заседание Совета национальной безопасности и обороны под руководством главы государства, после чего вопрос будет вынесен на рассмотрение Верховной Рады», – сказал он.
Киев