Уезжать из страны на заработки белорусам становится невыгодно.
Фото Алексея Калужских (НГ-фото)
Острый кризис белорусской экономики вынуждает власти страны снижать уровень социальной защиты населения. Непопулярные решения способствуют нарастанию протестных настроений. В ответ власти ужесточают репрессии. Чтобы не очутиться в правоохранительных жерновах, белорусы стали выражать протест флешмобами.
Среди первых жертв кризиса – льготники. Президент Белоруссии Александр Лукашенко распорядился разработать новую систему льготного кредитования строительства жилья. «В таком объеме льготно кредитовать мы не можем. Бесплатно жилье мы строить не сможем», – признался он во время посещения новостроек в Минске. Тогда же Лукашенко сообщил, что в новых экономических условиях на льготные кредиты смогут претендовать многодетные семьи, военнослужащие и работники правоохранительных органов.
По мнению Лукашенко, на льготы вовсе не должны рассчитывать жители столицы. Он давно говорит о том, что Минск перенаселен, и фактически требует закрыть его для вновь прибывающих. Прекращение льготного строительства в столице и в противовес его интенсификация в регионах, по мнению Лукашенко, вкупе могли бы устранить миграционный перекос.
Экономический кризис в Белоруссии возродил популярность гастарбайтерства, которое в последние годы начало несколько терять масштабы ввиду стремительно растущих доходов внутри страны. Александр Лукашенко объявил о намерении государства вмешаться в эту сферу и снизить привлекательность работы за рубежом. Он поручил правительству изменить законодательство в отношении гастарбайтеров и обязать их оплачивать не 30% услуг ЖКХ, как сегодня, а полностью без льгот и скидок. Кроме этого, по его мнению, их нужно лишить бесплатного медицинского обслуживания на родине. Зная белорусские реалии, можно не сомневаться, что чиновники постараются выполнить это указание. Однако, по оценкам юристов, такая норма явно выходит за пределы существующего правового поля. «Такие идеи коренным образом противоречат нормам мирового права», – считает правозащитник, юрист Гари Погоняйло. Он напомнил, что бесплатное медицинское обслуживание белорусам гарантирует Конституция, а право выбора места работы предусмотрено в ряде законов, в том числе в законодательстве о Таможенном союзе.
Но власти Белоруссии обвинениями в нарушении правовых норм едва ли можно смутить. Напомним, что в тюрьмах продолжают находиться, несмотря на требования мирового сообщества и угрозы различными санкциями, многочисленные участники акции протеста 19 декабря минувшего года, а также экс-кандидаты в президенты Андрей Санников, Николай Статкевич и Дмитрий Усс.
Разрастающийся кризис и опасения по поводу роста социального протеста вынуждают власти страны усиливать репрессии. Как уже писала «НГ», задержаны и наказаны огромными штрафами участники акции протеста против запрета гражданам вывозить ряд товаров за пределы страны. Кстати, суды над ними продолжаются еще и в эти дни. Правоохранительные органы «вычисляют» участников на основании видеосъемки и присылают им повестки в суды. Вчера выяснилось, что накануне вечером по всей стране были задержаны порядка 150 участников «молчаливой акции протеста». Согласовывая свои действия в социальных сетях, люди собирались на центральных площадях городов. Уже привыкшие к тому, что в Белоруссии можно попасть в тюрьму даже за разговор на белорусском языке, не говоря уже об использовании каких-либо лозунгов и призывов, люди просто молча гуляли по своему городу. Максимум, что они себе позволяли, – это хлопки в ладоши. Однако даже такой безобидный флешмоб пугает власти. В среду вечером оцепленным оказался весь центр города. На станции метро «Октябрьская» не останавливались поезда. Людей, которые имели несчастье возвращаться домой с работы через центр города, разворачивали обратно. А по местному телевидению постоянно запускались предупреждения о готовящихся провокациях и предостережения от участия в несанкционированных акциях. В молодежной среде распространился слух, что Белоруссию «отрежут» от социальных сетей, так как именно их пользователи разрабатывают и согласовывают друг с другом акции протеста и детали собственного участия в них. Пока правоохранители заявили, что будут наказывать только тех пользователей социальных сетей, кто размещает призывы к проведению акций.
Оценивая подобные действия, Александр Лукашенко утверждал, что это дело рук оппозиции. Однако этот тезис представляется сомнительным, так как после декабрьского террора говорить об оппозиции как об организованной политической силе едва ли стоит. В данном случае под оппозицией следует понимать несогласных с действиями властей рядовых граждан. Судя по разрастающимся акциям протеста, их количество увеличивается пропорционально сокращению уровня социальной поддержки. Только в Минске в среду «гуляли» не менее тысячи «молчаливых» горожан. В областных городах также молча протестовали несколько сотен человек. И даже во многих районных центрах, традиционно держащихся в жестком кулаке местных властей, на главные площади вышли порядка 200 человек.
Минск