Необходимость в краткосрочной встрече двух президентов продиктована ситуацией в Центральной Азии.
Фото Reuters
Президент Дмитрий Медведев вчера в ходе рабочего визита в Ташкент подтвердил стратегический характер отношений России и Узбекистана. Как стало известно «НГ», на переговорах за закрытыми дверями главы государств помимо вопросов двустороннего сотрудничества обсудили также проблематику использования водноэнергетических ресурсов. Ташкент не скрывает своего недовольства строительством Таджикистаном Рогунской ГЭС и надеется добиться в этом вопросе понимания России.
Президент РФ заверил узбекского коллегу в том, что, «несмотря на непродолжительность визита (в тот же день Дмитрий Медведев выехал в Астану для участия в десятом, юбилейном саммите Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). – «НГ»), переговоры будут плодотворными», поскольку между Москвой и Ташкентом «установились очень тесные контакты». «Мы находимся в режиме регулярного обмена мнениями по всем вопросам – и многосторонним, и двусторонним, постоянно созваниваемся», – сказал Медведев.
Главы двух государств обменялись мнениями по поводу событий в странах Ближнего и Среднего Востока, в Северной Африке и обсудили возможное влияние кризисных событий на обстановку в других регионах, включая Центральную Азию. Как ранее писала «НГ» (см. номер от 08.06.11), Ислам Каримов хотел бы знать, какую позицию займет Москва в случае дестабилизации обстановки в регионе. «НГ» также стало известно, что президенты не обошли вниманием и тему использования водных ресурсов. Обсуждение этих тем состоялось в закрытом режиме.
Как известно, Узбекистан недоволен тем, что Таджикистан возобновил строительство Рогунской ГЭС, считая, что при возведении плотин на трансграничных реках, к которым причислен и Вахш – приток Амударьи, необходимо учитывать интересы всего региона. Ташкент полагает, что Рогун способен вызвать непоправимую экологическую катастрофу, поэтому требует пересмотреть условия строительства крупных ГЭС. Однако Душанбе игнорирует мнение Ташкента. Уверенности в собственной правоте Таджикистану придает поддержка Евросоюза. В частности, руководитель группы по охране окружающей среды Европарламента Струан Стивенсон, который побывал в республике в начале июня, официально подтвердил безопасность проекта и необходимость его строительства, поскольку «Таджикистан находится в состоянии постоянного энергокризиса». А на минувшей неделе президенту Эмомали Рахмону, совершавшему рабочий визит по странам Европы, удалось получить от Европейского банка инвестиций первый кредит и грант в общей сумме 21 млн. долл. на развитие энергетического сектора. После этого надежды Ташкента на то, что Душанбе пересмотрит план строительства Рогунской ГЭС, стали мизерными.
В пресс-службе посольства Узбекистана в России пояснили «НГ» позицию своей страны по данному вопросу: «Разные точки зрения на водопользование, неоднозначные подходы мешают процессу развития, приводят к конфликтным ситуациям, а иногда и к экологическим катастрофам. Например, катастрофа Аральского моря несет трагические последствия не только для народов Центральной Азии, но и для многих соседних стран. Гибель Арала напрямую связана с вопросом рационального использования водных ресурсов региона. Зона Приаралья обеспечивается водой за счет стока двух основных рек – Амударьи и Сырдарьи. Любое уменьшение притока их вод грозит кардинальным нарушением и без того хрупкого экологического баланса в регионе». Реализация крупных проектов, таких как строительство Рогунской ГЭС, может привести к экологической и техногенной катастрофе, поскольку «объект расположен в зоне тектонического разлома». Именно здесь в 1907, 1911 и 1949 годах произошли мощные землетрясения, повлекшие в совокупности гибель свыше 100 тыс. человек. «В случае землетрясения, аналогичного японскому, плотина высотой более 335 метров – а именно такая сооружается на Рогуне – будет разрушена, что приведет к возникновению настоящего цунами с высотой волны не менее 100 метров. Огромная масса воды снесет своим потоком все расположенные вниз по течению ГЭС объекты инфраструктуры, затопит десятки городов и населенных пунктов в Таджикистане, Узбекистане и Туркмении. Число человеческих жертв трудно даже представить. Конечно, это, как говорят, плохой сценарий, но и его надо просчитывать, может быть, в первую очередь», – отметили в пресс-службе посольства.
В Ташкенте надеются, что Дмитрий Медведев и на этот раз поддержит позицию Узбекистана, как в январе 2009 года. Тогда российский президент заявил, что «центральноазиатские страны верховья и низовья должны сообща согласовывать подобные крупные проекты».