Раздраженные тяжелым положением киргизы склонны вымещать недовольство на автомобилях.
Фото Reuters
В Киргизии опять возобновились социальные протесты обнищавшего населения. В последние дни люди прибегают к излюбленному и наиболее эффективному способу добиться выполнения своих требований – перекрывают дороги. Из-за этого на юге республики в Джалал-Абадской области на центральной трассе то и дело возникают многокилометровые пробки. Однако власти страны пока предпочитают не замечать происходящего.
Изнывающих от вынужденного безделья жителей села Кызыл Токой Джалал-Абадской области в какой-то момент вывели из себя постоянно проезжающие машины геолого-разведочных компаний. «Они золото добывают, а мы в нищете сидим – пусть платят!» – решили сельчане и перекрыли трассу для транспорта. В обмен на открытие трассы жители Кызыл Токоя потребовали от геологов построить им асфальтированную дорогу через село и проложить водопровод. Вскоре действия кызылтокойцев поддержали жители других сел той же Джалал-Абадской области. Каждый населенный пункт поначалу сформулировал свои требования. Но потом привели к общему знаменателю, и теперь список требований приобрел примерно такой вид: за право спокойно пользоваться дорогами компании должны выделить около 30 млн. сомов (более 600 тыс. долл.) на дорожное строительство, принять местных жителей на работу, перейти с европейской на киргизскую еду, которую будут готовить местные повара. При этом набор на работу должен идти без учета образования претендента и наличия специальности.
Аналогичные процессы регулярно можно наблюдать по всей Киргизии – местные жители, недовольные тем, что власти практически ничего не делают для улучшения их жизни, начинают шантажировать горнорудные компании, требуя денег, создания инфраструктуры, а также предоставления рабочих мест. Местные чиновники на жалобы компаний, уже инвестировавших серьезные суммы, не реагируют, предпочитая не втягиваться в конфликты. Центральные власти также предпочитают проблему не замечать. В таких условиях некоторые компании пошли было хотя бы на частичное удовлетворение жителей того или иного села, но жизнь их спокойнее не стала. Почувствовав вкус победы, киргизы чуть что вновь выходят на дорогу.
По данным «НГ», в результате подобных явлений, общей нестабильности, невразумительных соглашений с правительством количество компаний, вкладывающих средства в разведку и добычу полезных ископаемых в Киргизии (чаще всего речь идет о золоте), стало постепенно уменьшаться, а новых, желающих поработать в республике, просто нет. Остающиеся пока то и дело заговаривают о возможности «заморозить деятельность до лучших времен». И если они приведут угрозы в исполнение, то для властей Киргизии точно наступят черные дни.
Власти никак не могут добиться получения обещанных от различных институтов средств, в расчете на которые успели составить бюджет. Но нет пока ни грантов, ни большей части кредитов, и, естественно, с учетом общей ситуации – планировавшихся инвестиций. Среди прочих источников особые надежды возлагались на помощь кризисного фонда ЕврАзЭС, 106 млн. долл. которого хватило бы на покрытие 25% дефицита бюджета. Но ее нет.
Также безответными остаются просьбы Бишкека к Москве – предоставить кредиты. Отказа от российской стороны при этом нет, но и твердого «да» – тоже. В связи с такой неопределенной позицией России киргизское правительство постепенно стало снижать объем запроса, и к марту нынешнего года он с первоначальных 200 млн. долл. сдулся до 37 млн. долл. беспроцентного кредита. Киргизские власти даже хотели бы, чтобы это был не кридит, а грант. Но и на последнее обращение Москва не отреагировала. «Я в начале июня поеду в Санкт-Петербург, где будет экономический форум. Там я встречусь с министром финансов России Алексеем Кудриным. А после Санкт-Петербурга я поеду в Москву, и, наверное, эти вопросы окончательно мы обсудим с Владимиром Путиным», – пообещал на днях народу премьер-министр Алмазбек Атамбаев. Вот только – ждут ли его в двух российских столицах?
Бишкек