Белоруссия рассчитывает взять в кредит у Международного валютного фонда (МВФ) 3,5–8 млрд. долл. Об этом вчера сообщил журналистам глава правительства Белоруссии Михаил Мясникович. Эксперты гадают: вернулся Александр Лукашенко к раскачиванию «качелей» между Востоком и Западом или действительно осознал неотвратимость реформ и решился на сотрудничество с МВФ? Однозначного ответа нет.
«Мы оцениваем размер поддержки от 3,5 миллиарда до 8 миллиардов долларов», – сказал Мясникович. По его словам, обсуждаемая программа будет рассчитана на три–пять лет. Глава правительства также заявил, что «цена денег» МВФ «в 2 раза ниже, чем стоимость стабилизационного кредита Антикризисного фонда ЕврАзЭС». Он сообщил, что миссия МВФ уже работает в Белоруссии с 1 июня. Эксперты фонда приехали в Минск для ознакомления с реализацией предыдущей программы. Правительство Белоруссии решило использовать этот момент, чтобы обсудить возможность очередной программы сотрудничества, пояснил Мясникович: «Вчера я встречался с руководителем представительства МВФ в Беларуси. Мы два часа обсуждали вопросы». Он выразил надежду на то, что сотрудничество с МВФ станет заодно и хорошим знаком для инвесторов – «в Белоруссию можно приходить и эффективно реализовывать проекты».
Поведение руководства Белоруссии не удивило экспертов. «Сейчас власти могут брать любые деньги... Если бы мне сказали, что берут деньги даже у наркоторговцев, я бы не удивился», – оценил происходящее председатель оппозиционной Объединенной гражданской партии Анатолий Лебедько. Напомним, что о возможном крене Александра Лукашенко на Запад «НГ» писала в минувшее воскресенье. Поводом стали его резкие высказывания о руководстве России и планах скупить за бесценок белорусскую собственность. Однако во вторник глава МИД РФ Сергей Лавров, встретившийся с Лукашенко в Минске в ходе министериала ОДКБ, говорил о Белоруссии исключительно как о ближайшем партнере России, о готовности Москвы помочь союзнице и пр. Однако, похоже, что благостная картина, возникшая после высказываний Лаврова, оказалась иллюзорной.
Причины очередной смены вектора очевидны. Лукашенко не хочет терять управление над стратегическими активами, ибо это чревато утратой власти, а только под обещания, без участия в приватизации, Москва Минску денег больше не дает. Что касается МВФ, то его условия хотя пока и не конкретизированы, но известны из комментариев и содержания предыдущей программы.
В стратегическом плане МВФ требует от Минска проведения системных рыночных реформ, а в тактическом – ужесточения денежно-кредитной политики, возобновления валютных торгов для определения ее реального курса, сокращения финансирования госпрограмм, отказа от политики повышения доходов и, конечно же, приватизации. Напомним, что разгосударствление является основным условием предоставления кредита и из Антикризисного фонда ЕврАзЭС. Разница в том, что Россия указывает, что и кому Белоруссия должна продать, а МВФ – нет.
Вчера белорусское правительство совершило еще один нетривиальный шаг – Михаил Мясникович советовался с экс-главой Национального банка Белоруссии Станиславом Богданкевичем по вопросам антикризисных мер и предложил ему сотрудничество. Об этом журналистам рассказал сам Богданкевич, который от работы с правительством отказался, сославшись на возраст. Что же касается рекомендаций, то они неоднократно находили отражение в СМИ, в том числе и на страницах «НГ», и соответствуют пониманию ситуации МВФ. Кстати, идею обращения за кредитной поддержкой к этой организации Богданкевич поддерживает. По его мнению, речь должна идти о 8 млрд. долл. заимствований и обязательном подкреплении кредита реальными структурными реформами.
Пока эксперты затрудняются однозначно оценить, что может стоять за очередным разворотом Лукашенко на Запад: то ли он опять запустил «качели», то ли решился приступить к реформам. Напомним, что последнюю программу сотрудничества с МВФ, предусматривавшую экономическую либерализацию, свернули сразу, как только был получен последний транш. Да и многие осуществленные меры, как выяснилось, носили имитационный характер. Эксперты предполагают, что ситуация может снова повториться, если МВФ не ужесточит требования и не возьмет под свой контроль исполнение этих требований. Повлиять на сотрудничество с фондом может также и политический аспект: в Белоруссии снова есть политические заключенные. Местные политологи в комментариях «НГ» склонялись к тому, что Лукашенко снова начнет «обменивать» их на кредиты.
Оппозиция отнюдь не в восторге от того, что соратники будут освобождены из тюрьмы таким образом. Ранее родственники некоторых заключенных призывали ЕС не идти на поводу у Лукашенко и не соглашаться на размен, ибо в нынешних условиях любая поддержка президента без жестких требований равносильна одобрению его дальнейшего правления. А этого оппозиция хочет меньше всего.
Минск