В Астане Александр Лукашенко искал сочувствие.
Фото РИА Новости
Президент Белоруссии Александр Лукашенко впервые за последние полгода выступил с антироссийской риторикой. Он уличил союзницу, которая советует для выхода из кризиса начать приватизационные процессы, в корыстных намерениях, и раскритиковал российский МИД, осуждающий нарушения прав человека в Белоруссии. Для этих выпадов он использовал трибуну в Астане, где находился с официальным визитом.
«Давление идет со всех сторон. Вдруг задемократизировалось руководство Российской Федерации. Слышу заявления Лаврова┘ то ли о соблюдении прав человека, то ли о демократизации... Кто бы говорил!» – возмутился Александр Лукашенко под одобрительные аплодисменты казахстанской аудитории. Одновременно с этим Лукашенко использовал трибуну в Астане для сообщения, адресованного и Западу. «Европейцы и американцы должны найти в себе силы отказаться от ложных стереотипов и устаревших подходов... Давно пора приступить к выстраиванию конструктивного взаимодействия в интересах наших народов. Мы со своей стороны к этому готовы», – заверил он.
Напомним, что ЕС четко сформулировал условия дальнейшего сотрудничества: освобождение политических заключенных, которые появились в Белоруссии после президентских выборов, и прекращение дальнейших репрессий. «Уже всех освободили, кроме двоих, которые в авангарде шли. Освободим и тех, наверное. Нечего государственные деньги транжирить в тюрьме, проедать хлеб», – намекнул белорусский президент на возможность принятия ультиматума ЕС.
Для тех, кто критику Лукашенко несоюзнического поведения России не понял, внесли ясность местные пропагандисты. «Скупка белорусской собственности – давняя мечта тамошних толстосумов. И чтобы по той цене, которую сами же они и установят. И в сроки, какие сами же и обозначили, – объяснил в эфире белорусского государственного телевидения журналист Юрий Прокопов. – Такие намеки были и раньше, но теперь хотят воспользоваться принципом: что белорусу плохо, то приватизатору – в самый раз. И самое некрасивое в этой истории то, что экономическими трудностями Беларуси пытаются воспользоваться в стране, с которой мы строим Таможенный союз и Единое экономическое пространство... Такое поведение, когда радуются чужим проблемам и на них хотят нагреть руки, ни братским, ни тем более союзническим не назовешь», – констатировал Прокопов.
Комментируя визит Лукашенко в Казахстан, который состоялся в такое сложное для Белоруссии время, в Минске стали высказывать осторожные предположения, что России стоит ожидать сюрпризов в сфере интеграционного строительства. Поводом для этого стало высказывание Лукашенко о том, что Белоруссия и Казахстан рассчитывают в рамках ЕЭП получить равный доступ «ко всем магистралям». В частности, белорусский президент надеется, что для Астаны и Минска откроется возможность реализации нефтяных проектов, что в настоящее время блокирует Россия. «В противном случае этот ЕЭП будет не нужен», – предупредил Лукашенко. Впрочем, и сами переговоры с Казахстаном на фоне всего происходящего напоминали попытку заручиться поддержкой одного из участников интеграционного проекта.
Ни Минск, ни Москва не озвучивали содержание переговоров об условиях предоставления Белоруссии кредитов, однако из заявлений Лукашенко на эту тему следовало, что Россия тверда в намерении предоставить средства только в обмен на участие российского капитала в белорусской приватизации. Некоторые источники утверждают, что среди условий также и переход Белоруссии на российский рубль. И если первое в каком-то объеме еще приемлемо для официального Минска, то второе – прямая дорога к полной потере власти, и на это Лукашенко не пойдет. Но именно жесткая позиция России заставила Лукашенко снова начать разворачиваться в сторону Запада, полагают эксперты в Минске.
Однако и с той стороны утешительных новостей для Минска пока нет. Накануне США объявили о введении санкций в отношении двух белорусских предприятий – «Белорусское оптико-механическое объединение» (БелОМО) и «Белтехэкспорт». И хотя причина этого не в нарушении демократических принципов, а в сотрудничестве с Ираном, экономическая суть не меняется.
Совет ЕС, обсуждавший на минувшей неделе новые санкции в отношении белорусского руководства, вновь ограничился визовыми мерами воздействия. Тем не менее многие страны высказываются за введение точечных экономических санкций, что не может не тревожить белорусское руководство. Тем более что, например, Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) от слов перешел к делу. В опубликованном накануне сообщении о корректировке страновой стратегии в отношении Минска речь идет о том, что белорусской центральной власти не будет оказываться ни финансовая, ни техническая поддержка в любом виде.
Минск