Надежды киргизского общества на парламент оказались завышенными.
Фото Reuters
Всемирный банк на днях обнародовал данные исследования по эффективности государственного управления в различных странах мира. Киргизия по печальной традиции оказалась в самом хвосте списка. При этом местные чиновники (около 60 тыс. человек), очевидно, довольные своей деятельностью, готовы и впредь проедать львиную долю бюджета. На днях в Киргизии были опубликованы данные о том, сколько тратит на свое функционирование местная система госуправления.
По данным Министерства финансов республики, в апреле расходы государственных органов составили 5,2 млрд. сомов (3,2 млрд. руб.) Если аппетиты госсистемы до конца года останутся прежними, чиновники потратят на себя почти весь бюджет страны: за год расходы системы госуправления могут составить более 63 млрд. сомов, при том, что доходная часть бюджета Киргизии на этот год составляет 68 млрд. сомов. На что тратятся эти деньги? Местные наблюдатели отмечают весьма низкую эффективность работы системы государственного управления, а эксперты констатируют: «Чиновничий класс в Киргизии деградировал и прогнил».
«Любые реформы, политические или экономические, обречены на провал, если нет людей, которые могут претворить эти реформы в жизнь, руководить этими реформами и брать на себя ответственность за их ход и результаты», – считает киргизский аналитик Анара Мусабаева.
Низкое качество госуправления напрямую влияет на качество принятия решений и уровень коррупции в стране. По разным данным, только из-за мздоимства республиканский бюджет ежегодно теряет от 300 до 700 млн. долл. За деньги можно купить не только важное министерское решение, но и сам пост в том или ином госучреждении. В последнее время в глаза стала бросаться абсолютная некомпетентность некоторых людей, занимающих высокие посты в республике.
Как отмечает в материале, подготовленном для Института общественной политики аналитик Анара Мусабаева, «современная политическая элита Киргизии характеризуется отсутствием стратегического мышления, присутствием культа денег и материального богатства, отсутствием понимания общего блага и своей ответственности за его достижение». «Наша элита подспудно всегда чувствует свою нелегитимность, поэтому в меру своих возможностей ее представители готовят для себя и своих детей «запасные аэродромы» за границей, где в случае чего можно осесть», – считает Мусабаева.
Слабость системы госуправления подтверждают оценки международных организаций. Так, к примеру, по словам замглавы Минэкономрегулирования Олега Панкратова, «Киргизия по индексу GRICS, который определяется Всемирным банком раз в два года и оценивает эффективность управления в странах мира, неизменно занимает место среди 25% стран с самыми худшими показателями». При этом нынешний уровень управления не является самым низким. Рано или поздно нынешних чиновников, чей средний возраст превышает 45 лет, придется менять на новых сотрудников. А с кадровым резервом в стране туго. Наиболее талантливые выпускники вузов покидают Киргизию. По мнению большинства членов Общественного наблюдательного совета при Минобразования и науки Киргизии, высказанному на состоявшемся на днях круглом столе, в большинстве местных вузов наличие лицензий на деятельность воспринимается как узаконенное право продавать дипломы, а государство само себя обманывает, заявляя о наличии квалифицированного кадрового запаса.
Пока же люди, управляющие государством, вместо того, чтобы выполнять свои непосредственные обязанности, а по сути – заняться антикризисным управлением, на деле увлеклись популизмом. Парламент, на деятельность которого еще год назад возлагались какие-то надежды, регулярно сотрясают межпартийные скандалы, правящая коалиция то и дело оказывается на грани развала. Сами депутаты порой соревнуются в оригинальности озвучиваемых идей или навыках кулачного боя.
Некомпетентность и нерациональность киргизских управленцев приводит к тому, что другие страны смотрят на Киргизию с недоверием. Как отмечает местный политолог Нур Омаров, «у властных кругов по-прежнему нет понимания, какими должны быть реформы, и на данный момент все сводится к выпрашиванию грантов и кредитов».
Бишкек