Общие расходы на содержание ЧФ РФ могут уменьшиться.
Фото Reuters
На начало июня запланировано заседание украинско-российской комиссии, которая, как ожидается, примет решение о возвращении Севастополю части земель в центре города, арендуемых Черноморским флотом РФ. К этому же времени Верховная Рада подготовит законопроект «Об основах развития Автономной Республики Крым и инвестиционной деятельности на ее территории». А президент Виктор Янукович в ожидании притока инвестиций планирует провести в Симферополе выездное заседание Совета регионов.
Примерный перечень участков, от которых может отказаться ЧФ, уже попал в украинские СМИ. По их сведениям, речь идет о почти 750 га в Севастополе, на которых сейчас находятся пустующие и разрушающиеся здания старых советских заводов. По словам представителей городской администрации, для флота это будет не потерей, но скорее выгодой: уменьшатся коммунальные платежи, а в аренде ЧФ при этом останется свыше 2,5 тыс. га земель в Севастополе из примерно 15 тыс. га аренды в целом по Крыму.
Эксперт Центра исследований армии, конверсии и разоружения Сергей Згурец пояснил «НГ», что арендная плата за все объекты базирования флота, согласно межгосударственным соглашениям, составляет около 100 млн. долл. в год. Эта сумма ежегодно до 2017 года списывается из долга за газ, который Украина накопила перед Россией до 1997 года. Отдельно ЧФ оплачивает только коммунальные платежи в местный бюджет. А из госбюджета Украины Севастополю компенсируются дополнительные расходы, связанные с базированием флота. Впрочем, городские власти недовольны ни уровнем платежей, ни суммами компенсаций. Поэтому еще год тому назад руководство городской администрации выступило с предложением вернуть городу те земли, которые не нужны флоту, зато могут быть использованы для реализации выгодных инвестиционных проектов.
Недавно посол по особым поручениям Виктор Семенов, курирующий с украинской стороны вопросы базирования ЧФ, сообщил: «В июне на экспертном уровне будет рассмотрен ряд вопросов, касающихся участия российской стороны в развитии социальной сферы Севастополя и других пунктов базирования ЧФ. В том числе будем говорить и по поводу земель». Один из городских чиновников неофициально уточнил, что предварительные переговоры в Москве уже состоялись в конце апреля. Смысл их якобы заключался в том, что именно российские инвесторы получат право осваивать те коммерчески привлекательные земли, от которых откажется ЧФ.
По данным украинских СМИ, речь идет о пяти крупных проектах. На мысе Херсонес планируется построить Центр делового сотрудничества, условно называемый черноморским Давосом, а также аэродром для малой авиации. На побережье Южной бухты может быть создан городской порт и яхтовая марина, а также туристические объекты – рестораны, гостиницы, современные санаторные зоны. Кроме того, планируется застройка жилыми зданиями и туристическими комплексами Каранского плато и Казачьей бухты. В целом стоимость проектов оценивается примерно в 2 млрд. долл.
Эксперт Згурец отметил, что в плане юридического оформления эта идея сомнительна. «Чтобы передавать часть земель, нужно провести полную инвентаризацию всего – и земель, и инфраструктуры, – что находится в аренде ЧФ. В период президентства Ющенко украинская сторона ультимативно, но безуспешно добивалась этого. При Януковиче процесс сдвинулся с мертвой точки, но инвентаризация завершится в лучшем случае года через два. До этого ни один цивилизованный инвестор не рискнет вкладывать средства», – отметил он. Згурец предполагает, что готовящееся решение о передаче под коммерческую застройку земель в Севастополе – часть украинско-российских закулисных договоренностей.
Он напомнил, что год тому назад, когда команда Януковича обратила внимание на Крым, выявилось множество земельных злоупотреблений. В том числе факты незаконной передачи земель, арендуемых флотом, под частную застройку. «Дачи, коттеджные городки – всего этого нет в официальных документах. Но инвентаризация началась, проблему нужно решать. Возможно, стороны сошлись на том, что уже построенное разрушать не будут, а взамен флот откажется от части земель», – предположил эксперт, отметив, что в таком случае на право застройки в Севастополе действительно могут претендовать российские инвесторы.
Между тем в Крыму все более активно проявляют себя турецкие бизнесмены. Если весной нынешнего года состоялось несколько ознакомительных встреч крымской власти с представителями правительства Турции, то уже осенью планируется проведение в Симферополе крупнейшего за все годы независимости украинско-турецкого инвестиционного форума. В ближайшее время планируется открыть транспортное сообщение по маршруту Синоп–Ялта, а также увеличить количество паромов из турецкого Зонгулдака в Севастополь и Евпаторию.
Кроме этого интерес к крымским проектам по-прежнему проявляет Евросоюз, который на днях объявил о намерении в ближайшие четыре года направить 12 млн. евро на проекты развития, в том числе 2 млн. евро на программу привлечения западных инвесторов для реализации инвестиционных проектов в Севастополе. Только в конце апреля глава крымского правительства Василий Джарты провел соответствующую презентацию в Лондоне и Брюсселе, а на днях обратился к странам ЕС с призывом открывать свои консульства в украинской автономии, чтобы облегчить работу бизнесменам.
Представители украинской власти уверены, что работа на разных направлениях не приведет к конфликтам. Они отмечают, что место найдется всем. В частности, представители Турции и ЕС заинтересованы в развитии сельского хозяйства, альтернативной энергетики и туризма на западном побережье Крыма. Все эти сферы остаются пока целиной. А соответствующие проекты прописаны в утвержденной в конце прошлого года Стратегии экономического и социального развития АРК на 2011–2020 годы. Сейчас начинается первый этап ее реализации.
Политолог Сергей Таран отметил, что стратегические планы относительно Крыма давно есть не только у перечисленных партнеров Украины, но также у США и даже Китая. «В разное время презентовались самые привлекательные проекты и программы развития. Появлялись инвесторы, готовые вкладывать деньги. Но все упиралось в ключевую проблему – коррупцию. Она не решена и сейчас», – сказал он, отметив, что на этом фоне Украина и Россия могут договориться о точечных проектах, связанных с освоением земель, находящихся в аренде ЧФ. Но другие более масштабные инвестиционные проекты, по мнению Тарана, остаются пока только проявлением политической заинтересованности в украинском регионе.
Киев